?

Log in

No account? Create an account
Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
«А зори здесь тихие» (2015)
Галстук
tekstus
regnum-logo70
«А зори здесь тихие»… от предательства
28.04.2015 23:34

Дмитрий Третьяков, Евгений Крестин

Трейлер нового фильма «А зори здесь тихие»… Нам противно, грустно и больно. Нам кажется, что кто-то совершил кощунственный акт по отношению к святыне


Плакат к фильму "А зори здесь тихие" 1972 г. Иллюстрация nnm.me

Этикетка системы взглядов отличается
от этикетки других товаров, между прочим, тем,
что она обманывает не только покупателя,
но часто и продавца.
Карл Маркс


30 апреля во всех кинотеатрах страны должна состояться премьера новой экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» режиссера Рената Давлетьярова. Поэтому в последние дни, придя в любой кинотеатр, сложно увернуться от ознакомления со сногсшибательным двухминутным рекламным роликом этого нового фильма. Да и просто включив телевизор, можно насладиться его (ролика) 30-секундными версиями. Именно об этом «трейлере» мы хотим поговорить. В частности, потому, что функцию свою он выполнил сполна — на фильм мы уже не пойдем.

Нам противно, грустно и больно. Нам кажется, что кто-то совершил кощунственный акт по отношению к святыне. Совершил и просит всех полюбоваться результатом, да еще и денег за это заплатить.

Рекламные ролики призваны завлечь зрителя, продемонстрировав что-то для него существенное: часть содержания или тематику картины. К слову сказать, это само по себе несколько подрывает возможность непосредственного столкновения с фильмом как с реальным объектом — ведь зрителю кажется, что он уже что-то про фильм знает, его реакция предуготовлена, на особенно чувствительные места натянута защита. Однако можно выдвинуть предположение, что реклама уже никак не связана с рекламируемым объектом. В этом убедится каждый, кто попытается починить сломанного спортивного робота при помощи шоколадного батончика или понять любовь через отношения с гамбургером. Трейлер фильма Давлетьярова неизбежно воспринимается нами через ассоциацию с фильмом Ростоцкого 1972 года. Фильмом, входящим в многочисленные списки «лучшего кино» от отечественных и зарубежных критиков, журналов и зрителей. Фильмом, столкновение с которым никак не может пройти незамеченным для зрителя — оно становится трансформирующим событием! Как минимум может им стать — фильм направлен на это. После «просмотра» классического фильма нам сложно оставаться прежними: появляется возможность пересмотреть концепцию самих себя. В двух словах, тот фильм — это произведение искусства во всех возможных смыслах. Естественно, что и трейлер в этом смысле — искусство, он тоже может быть поводом для изменений, разница между фильмом и роликом — в качестве исполнения и направлении этих изменений.

Встает вопрос — имеет ли режиссер, прославившийся трилогией «Любовь-морковь», моральное право переснимать общепризнанный шедевр? Наш ответ на этот вопрос однозначен — конечно, имеет. Особенно если ему есть что сказать. Но вот есть ли? И удается ли ему это продемонстрировать в рамках трейлера? Нам кажется, что команда Давлетьярова (а он у нового фильма еще и продюсер) ставит перед собой потенциально «благородную» задачу — подогнать шедевр под современный способ восприятия, сделать его доступным «новому», современному зрителю. Но сделать это так же возможно, как донести до слушателя оратории Баха, исполняя их на детском ксилофоне. Впрочем, и на нем нужно уметь играть.

Обнаруживаемые в трейлере художественные инструменты и приемы не только демонстрируют глубокое и искреннее непонимание режиссером того материала, с которым ему довелось работать, но и сами по себе исполнены на уровне более чем посредственном. Так, например, исполняющая роль Жени Комельковой Женя Малахова читает текст о гибели всей своей семьи с таким глубоким безразличием, что кажется, будто она зачитывает список своих «компетенций» на собеседовании: «Всех из пулемета уложили, а я всё видела — и этот тяжелый опыт готова применить в работе офис-менеджера в вашей корпорации». Да и вообще создается впечатление какого-то кустарного производства.

Все как-то недодумано и недоделано. Начиная от технических подробностей — например, серьезные сомнения вызывает возможность красочного взрыва деревянной смотровой вышки от попадания в нее снаряда из танка. И заканчивая работой с актерами — и девушки, и герой Петра Федорова очень ухожены, здоровы и прекрасно откормленны, кажется, что никакая жизненная (а уж тем более объединяющая народы) трагедия не поколебала покровов их детской невинности.

27-летний на момент съемок Андрей Мартынов — исполнитель роли старшины Васкова в картине Ростоцкого, смотрелся в кадре не просто потрепанным жизнью и горем — казалось, что ему как минимум лет 35-40 и годится он зенитчицам в отцы, но никак не в братья. В трейлере к фильму Давлетьярова исполнитель роли Васкова Петр Федоров, которому сейчас 33 года, смотрится как необстрелянный 25-летний юнец, не знающий, куда деть себя перед строем.

Вообще вся сложность и метафорическая нагруженность образа старшины Федота Евграфовича Васкова (который и отец, и брат, и воин, и профессионал, и мужчина, и русский народ с его медвежьей сутью и т.д.) сведена в трейлере к плоскому определению «отважный солдат».

Впрочем, дело даже не в упрощении того, что упростить невозможно. Дело — в радикальной смене концепции. Трейлер создан по совершенно иным кинематографическим канонам, чем фильм Ростоцкого, — по классическим канонам американского кинобоевика.

Простым пересчетом в двухминутном ролике обнаруживается шесть автоматно-пулеметных очередей, четыре взрыва, а упоминавшийся выше (и не имеющий вообще никакого отношения к сюжету) танк встречается четыре раза. Что уж говорить о беготне, драках и монтаже, нагнетающем «напряжение» за счет очень быстрой смены кадров, в которых много непонятного быстрого и яркого движения. Трейлер апеллирует к культуре бесконечных развлечений. Культуре, где кино — это фон для пожирания бадеек с попкорном и тарелок кукурузных чипсов. А о чем фильм — это уже второстепенно. Неважно: о смерти, жизни или любви, о трагедии ли, о подвиге или о мысли — главное, чтобы было «прикольно». В фильме Ростоцкого гуляющая с гитарами туристическая молодежь сталкивалась с реальностью травмы, образующей наше культурное пространство, — и песни смолкали, улыбки сходили с лиц. Ибо развлекуха и вездесущий entertainment с травмами такого масштаба не совместимы принципиально. Или не должны быть совмещаемы. От многократного просмотра трейлера складывается такое ощущение, что его снимали люди, натолкнувшиеся на лесную братскую могилу и развернувшие прямо на ней мангал с шашлычком. Сидят они эдак рядом с именами павших «девчонок», пивко попивают и травят анекдоты про зенитчиц и фрицев.

Суть вызывающей наше отвращение подстановки в том, что поскольку трейлер с точки зрения выразительных средств составлен из элементов чисто американских (клипово-развлекательных), он оказывается проводником тех смыслов, для продвижения которых эти выразительные средства и были сконструированы. А сконструированы они были для пропагандистского сопровождения экспортного варианта фашизма, требующего от того, кого он порабощает, готовности смеяться и веселиться и неготовности испытывать жесткие трагические чувства. Мерзко, что как минимум антифашистские «А зори здесь тихие» Васильева и Ростоцкого бездумно превращены Давлетьяровым в проводник самого что ни на есть настоящего современного фашизма.

Источник



"А зори здесь тихие" (2015). Трейлер

Источник

"А зори здесь тихие" (1972). Трейлер

Источник



newslab_ru
Фильм: «А зори здесь тихие»
01.05.2015

Громкий — во всех смыслах — ремейк любимой военной классики
Свою версию цоевской «Кукушки» Полина Гагарина записала для фильма «Битва за Севастополь», хотя новой экранизации повести «А зори здесь тихие» она подошла бы куда больше. И песня, и фильм Рената Давлетьярова устроены более-менее одинаково — взять тонкий, нежный, эмоциональный оригинал и от души добавить ему громкости.


cover-1

Вероятно, кому-то на свете хотелось услышать «Кукушку» в качестве стадионной баллады-боевика под оглушительные гитарные аккорды — так что нельзя исключать, что где-то в мироздании был сформирован запрос и на трактовку «Зорь» в виде умеренно бодрого патриотического боевика. Что делает — или что думает, что делает — со старой историей в новом фильме Давлетьяров, в принципе, понятно прекрасно: поддаёт ей бодрости, переводит на доступный современной аудитории язык мультиплекса.

russia-2015
Все нововведения именно отсюда — поджарый ритм, румяные флэшбеки, богато и в лоб визуализирующие всё то, что в фильме Станислава Ростоцкого давалось символическим пунктиром (и иногда добавляющие буквальности — раскулаченное семейство Лизы Бричкиной, арестованная мама Гали Четвертак), напористый динамизм боевых сцен, бравурная музыка, подслушанная будто бы в каких-нибудь очередных «Пиратах Карибского моря». На экзамене по самым общим местам современного зрительского кино «Зори» вполне набрали бы проходной балл — если не крутить носом, то это, наверное, и есть то самое нестыдное массовое кино, которым отечественный кинематограф грезит давным-давно.

Вся эта мысленная конструкция, впрочем, работает ровно до того момента, в котором придётся задуматься над вполне закономерным вопросом — насколько такой подход вообще стыкуется с той историей, что рассказывали в «Зорях» сначала Васильев, а потом Ростоцкий. Отвечает Александр Друзь — мягко говоря, ни черта. И дело даже не в том, что эта деловитая энергичность идёт наперекор ласковой будничности васильевской прозы и созерцательному лиризму фильма Ростоцкого.

Просто пускаясь в бодрый ускоренный забег по событиям первоисточника (и успевая местами копировать целые сцены почти дословно), Давлетьяров резво проносится мимо почти всего, что делало «Зори» столь щемящей штукой — мимо, собственно, жизни своих героев.

Ростоцкий не жалел целых полутора часов, чтобы дать нам обстоятельно и неспешно понять и прочувствовать каждого из героев. Давлетьяров же ограничивается бодрым конспектом, в котором будто ставит галочки — эта оттуда, эта отсюда, у этой сын, у той погибшая семья и трагическая любовь; песню спели, стихи почитали, в бане разделись, всё, пора на подвиг, умирать.

Это, говоря без обиняков, жлобство — тем более что набранные им в фильм девушки, при всей их чрезмерной старательности в обращении с говорами и почти полной нестыковке с советскостью собственных героинь, всё-таки живут на экране по-настоящему, всерьёз. Им бы дать развернуться, подышать, равно как и всей истории — а не натягивать трагедию на костяк компактного и деловитого военного боевика, как делает Давлетьяров. Его резоны понятны — полагаю, и ему будут понятны наши реакции. Какую из двух экранизаций повести «А зори здесь тихие» взять с собой в вечную память — ответ на этот вопрос так же очевиден сейчас, как и был сорок лет назад.

Вердикт — новая экранизация знаменитой военной повести — слишком торопливая и деловито-энергичная

Автор: Сергей Мезенов

Источник



cover
А зори здесь тихие...

год: 2015
страна: Россия
слоган: -
режиссер: Ренат Давлетьяров
сценарий: Юрий Коротков, Артем Виткин, Ренат Давлетьяров, Борис Васильев (повесть)
продюсер: Ренат Давлетьяров, Влад Ряшин
оператор: Семён Яковлев
композитор: Роман Дормидошин
художник: Артем Кузьмин, Александр Осипов
жанр: драма, военный, история
бюджет: 220 000 000 руб.
премьера (мир): 30 апреля 2015
премьера (РФ): 30 апреля 2015
возраст: 12+
время: 120 мин. / 02:00

В главных ролях: Пётр Фёдоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Виктор Проскурин...

Рейтинг фильма:
7.072 (1724), IMDb: 6.30 (7)
Рейтинг кинокритиков в России:
50% (+3,-3,=6)

Май 1942 года. В самый разгар Великой Отечественной войны вдалеке от линии фронта, у забытого богом разъезда, фашисты выбрасывают десант с целью пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Это не обычные солдаты-пехотинцы, это опытные, тренированные диверсанты, элита войск СС, «сверхлюди». А против них — старшина Васков и пять девчонок-зенитчиц. Казалось бы, бой местного значения, но на кону — стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Смогут ли старшина и его хрупкие новобранцы предотвратить нацистскую диверсию, и какой ценой?

Источник




  • 1
А вы УЖЕ посмотрели новый фильм "А зори здесь тихие"?!

Посмотрел в 1 день выхода фильма. Смотрел и сравнивал со старым кино.

Написал свой отзыв на новый фильм "А зори здесь тихие" 2015

Не смог только ПРИНЯТЬ актрису в роли Жени Комельковой...



Нет, не смотрел. Обычно приходится себя преодолевать, чтобы решиться посмотреть...

  • 1