?

Log in

No account? Create an account
Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Кванты времени и бытие
Карандаш
tekstus
Бесконечное Время
Юрий Дмитриев, 22 Апрель, 2014 - 18:30
 
     Каким образом из самотождественного (и потому универсального) бытия как такового выводимо время бытия, а тем самым и бытие времени?
     Пусть В - бытие, независимо от того, бытием чего оно является (единственное ограничение, что это бытие не трансцендентно). По определению бытие самотождественно*: (В = В), или что то же (В ↔ В).
<...>
 
Комментарии


Юрий Дмитриев, 22 Апрель, 2014
     Сергей Борчиков, 22 Апрель, 2014 - 21:15
     А если учесть, что по Канту, время - это априорная форма чувственного созерцания, то вообще не понятно, бытие - это чувственное созерцание или нечто большее...

 
     По канту время есть "чистая форма чувственного созерцания", а бытие - полагание отношения между субъектом и объектом: через чувственное созерцание, но всё же с помощью рассудка. А потому у него "бытие не есть реальный предикат": как таковой оно не добавляет ничего "вещного" к понятию вещи, а добавляет саму вещь (=чувственное аффицирование) к понятию о ней. Во всём этом, на мой взгляд, хватает спорного. Но характерно, что "схематизм чистых рассудочных понятий" он определяет всё же через время, где даже "противоположность бытия и небытия состоит в различии между одним и тем же временем, в одном случае наполненным, а в другом случае пустым". В значительной мере это и есть тот самый квант времени (или квант бытия) о котором у меня идёт речь.

Сергей Борчиков, 23 Апрель, 2014 - 08:40
     Но характерно, что "схематизм чистых рассудочных понятий" Кант определяет всё же через время...
 
     Точно. Только не забывайте по-кантовски уточнять, подставляя вместо времени: схематизм чистых рассудочных понятий Кант определяет через чистые чувственные созерцания. И никакого онтологичекого времени с квантами и прочими предикатами у него нет.
     К тому же я привел еще время Шекспира, могу добавить время Августина, время Аристотеля, время Хайдеггера и т.д. Вся философская проблематика времени у Вас исчезла из дискурса.

Юрий Дмитриев, 24 Апрель, 2014 - 06:17
     Сергей Борчиков, 23 Апрель, 2014 - 09:40
     Вся философская проблематика времени у Вас исчезла из дискурса


     По-Вашему, время не онтологично и нет времени бытия? В чём ином состоит философская проблематика времени?

Софокл, 24 Апрель, 2014 - 16:30
     По-Вашему, время не онтологично и нет времени бытия? В чём ином состоит философская проблематика времени?
 
     Юрий Дмитриев, вы написали хороший вопрос. Прошу извинить, что пытаюсь вставить свои три копейки в ваш обмен мнениями с Сергеем Алексеевичем.
     Философская проблематика времени, на мой непросвещенный взгляд, состоит вовсе не в поисках некоего мифического кванта бытия-времени, открытие которого должно стать тем универсальным "философским" ключом. Это распространенное мнение, что философия и жизнь никак не пересекаются, позволяет вежливо толкаться локтями на рынке философских идей. Конечным результатом которого должно стать интеллигентское расшаркивание: мы друг друга уважаем.
     Логика и время действительно могут быть глубоко содержательными категориями, раскрывающими наше бытие в этом мире. Но могут таковыми и не быть. Как же отличить глубину от пустоты, действительное от подделки?
     Когда измордованный жизнью человек понимает, что надеяться уже не на чего, что впереди его уже ничего не ждет, тогда он поднимается на бунт, священный бунт во имя бытия. В своем отчаянии он прозревает, что устройство мира не гарантирует ему благой жизни, что благая жизнь может быть только делом произведенным его собственными руками и умом. Тогда человек, собирает в кулак, те немногие оставшиеся в его распоряжении силы и в отчаянной попытке возлагает свою надежду на силу своего Духа. Обращение к Духу последнее прибежище этого человека. В Духе воплощается страстное желание быть, которое и служит опознавательной линией отделяющей бытие от небытия. Бытие - есть, небытия нет. Только в чувственности, в возможность совершения действия, мы соединяемся с устройством мира мы можем провести отделить бытие от небытия. И если целью науки о правильном мышлении является бытие человека в мире, то тогда жизнеутверждающий Дух и есть Логика с большой буквы. В этом случае логика и онтология совпадают.
     Как только Дух бытия из мышления испаряется, так сразу правильность правил замещает его и мышление превращается из жизненно значимого для человека в игрушку, усыпляющая наш Разум. Мы увлекаемся этой игрой по правилам, нам не скучно, мышлению открываются невиданные возможности. Реальным нам представляется все то, что мы можем создать... Могущество рассудка становится безграничным. Но потерявший свои бытийственные ориентиры человек рискует следующим шагом опустить ногу в бездну. Когда же предметом наших рассудочных выкладок становится само бытие, когда онтология должна появиться как Минерва из головы Юпитера, тогда мы рискуем навсегда утратить способность отличить бытие от ничто. Тогда наши знания рискуют нас навсегда разлучить с этим прекрасным миром.
     Философская проблематика времени заключена вовсе не в том, чтобы постулировать некое устройство бытия, его подвижность, изменчивость, бесконечность...
     Время неразрывным образом связано с нашим желанием жить. С будущим мы связываем свои надежды, в прошлое отходит то, от чего мы отказались. Память хранит наши успехи и поражения, она сокровищница опыта. Настоящее - момент принятия решения, момент действия. Время значимо для нашего бытия, как то что задает нам ориентиры, позволяет градировать наши ценности, организовывать опыт. С помощью инструмента-времени, мы совершаем процесс адаптации к проблемности нашего существования. Так называемое время физики лишь частный случай нашей потребности в бытии. Мы измеряем, сопоставляем, прогнозируем... тем самым мы фиксируем свое отношение с миром. Ведь мы должны организовать свои действия, а для этого обнаружить свое "место". Не материя обладает пространственно-временной формой, а наше бытие в мире заставляет нас упорядочить наш опыт, наши потребности, наши действия. В зависимости от того как мы осмысливаем наши отношения с миром, изменяются наши представления о структуре и механизмах функционирования пространственной и временной ориентаций. Известно, что мифологическое время , время мышления первобытного человека кардинально отличается от представлений о времени человека современного. На эту тему существует большой массив литературы, в том числе классические труды Молчанова "Четыре концепции времени" и Трубникова "Время человеческого бытия"...
     Да, я представляю онтологию совсем не в виде значков символической логики, которые призваны продемонстрировать мои умственные способности по конструированию и моделированию. Для меня учение о бытии не абстрактное размышление, а ответ на животрепещущий вопрос о том, к чему стремиться, на что надеяться, что ценить и чему радоваться...
     За сим позвольте откланяться, Юрий Яковлевич. Оставайтесь в мире "современной символической онтологии".

Сергей Борчиков, 24 Апрель, 2014 - 17:30
Чтобы показать, насколько могут быть разные стили философствования о времени, ловите строки из сонетов Шекспира, над чем сейчас работаю (из подстрочника в переводе А.Шаракшанэ).

Сонет 3
так и ты, через окна своей старости, увидишь,
вопреки морщинам, это свое золотое время.

 
Время можно видеть. И даже воскрешать.

Сонет 12
и ничто от косы Времени не может защитить,
кроме потомства, которое бросит ему вызов,
когда оно заберет тебя отсюда.

 
Хотя время неотвратимо, но воспроизведение себя в потомках и творениях одолевает время. И тогда:

Сонет 18
и Смерть не будет хвастать, что ты блуждаешь в ее тени,
когда в вечных строках ты будешь расти с временем.

 
У времени свой путь, а у бытия человека – свой.

Сонет 19
Всепожирающее Время! Затупи когти льва…

 
Время не только не есть бытие, но оно пожирает бытие человека.

Сонет 52
Так и время, которое хранит тебя подобно моему сундуку…

 
Время и пожирает бытие, и хранит его. Диалектика.

Сонет 54
Ни мрамор, ни позолоченные монументы
государей не переживут этих могучих стихов,
но ты в них будешь сиять ярче,
чем запущенный камень, загрязненный неряшливым временем.

 
Время неряшливо.

Сонет 57
Время не имеет для меня ценности, мне не на что его тратить…

 
И везде Шекспир говорит, что тратит свое бытие не на Время, а на любовь, добро, истину, красоту.

Сонет 60
Время пронзает цвет юности
и роет борозды на лбу красоты…
И все же до грядущих времен доживут мои стихи,
восхваляющие твою красоту, вопреки его жестокой руке.

 
У времени жесткая рука, но стих не подвластен ей.

Сонет 77
по тому, как украдкой движется тень в часах, ты можешь постичь
вороватое движение времени к вечности...

 
Время еще и воровато.

Сонет 115
Но, принимая во внимание Время, чьи бесчисленные случайности
проникают между обетами и меняют указы королей,
портят священную красоту, притупляют самые острые намерения,
склоняют самые сильные души на путь непостоянства…

 
Ах, оно, время!..

Сонет 124
Если бы моя драгоценная любовь была рождена положением в свете,
она могла бы, как незаконный ребенок Фортуны, быть лишенной отца,
будучи подвластна любви Времени или ненависти Времени…
Нет… она не боится Политики, этой еретички,
действующей на потребу кратких часов,
но живет одна, своей великой политикой,
так что не растет от тепла и не затопляется ливнями.
В свидетели этого я призываю шутов Времени,
которые умирают во имя добра, а жили во имя преступления.

 
У времени даже есть Шуты, у которых добро и зло странным образом перепутано.

Ну и кто скажет, что это не философия и что здесь нет потрясающе глубокой и мудрой онтологии...

Софокл, 24 Апрель, 2014 - 18:03
     Сергей Алексеевич! Браво!
     Позвольте процитировать Мерло-Понти:
     Анализировать время означает не извлекать следствия из предустановленной концепции субъективности, но проникать, через время, в ее конкретную структуру. : Коли нам удастся понять субъекта, то не в его чистой форме, но отыскивая его в пересечении его измерений. Нам нужно, следовательно, рассмотреть время само по себе, и только таким образом, следуя его внутренней диалектике, мы придем к переработке нашей идеи субъекта

Источник: www.philosophystorm.org