?

Log in

No account? Create an account
Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Булгаковский бал в Спасо -Хаусе
Карандаш
tekstus
31-окт-2010 01:47 pm
Оригинал взят у latynin в Булгаковский бал в Спасо -Хаусе



В ночь с 30 на 31 октября 2010 в Москве в Спасо- Хаусе - резиденции посла США в Москве Г-на Джона Байерли (сына - Джозефа Байерли, единственного морского пехотинца, который воевал во второй мировой войне в американской и Красной армии) состоялся бал, в «ознаменование 75-й годовщины бала в Спасо-Хаусе, который вдохновил Михаила Булгакова», как сказано в пригласительном билете (и который послужил материалом для булгаковского в «Мастере и Маргарите»).
Прежде чем сказать несколько слов о новом событии, я хотел бы напомнить о его оригинале - том бале, который имел место быть 22 апреля 1935 года в этом же доме, что отражено в дневниковой записи Елены Сергеевны Булгаковой -
« Раз в год Буллит (посол США в 35 году) давал большие приемы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однажды мы получили такое приглашение. На визитной карточке Буллита чернилами было приписано: "фрак или черный пиджак". Миша мучился, что эта приписка только для него. И я очень старалась за короткое время "создать" фрак. Однако портной не смог найти нужный черный шелк для отделки, и пришлось идти в костюме. Прием был роскошный, особенно запомнился огромный зал, в котором был бассейн и масса экзотических цветов"…. М. А. в черном костюме. У меня вечернее платье исчерна-синее с бледно-розовыми цветами. Поехали к двенадцати часам. Все во фраках, было только несколько смокингов и пиджаков.
Афиногенов в пиджаке, почему-то с палкой. Берсенев с Гиацинтовой, Мейерхольд и Райх. Вл. Ив. с Котиком. Таиров с Коонен. Буденный, Тухачевский, Бухарин в старомодном сюртуке, под руку с женой, тоже старомодной. Радек в каком-то туристском костюме. Бубнов в защитной форме...
В зале с колоннами танцуют, с хор - прожектора разноцветные. За сеткой - птицы - масса - порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма. М. А. пленился больше всего фраком дирижера - до пят.
Ужин в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой - выгоны небольшие, на них - козлята, овечки, медвежата. По стенкам - клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль рюсс. Масса тюльпанов, роз - из Голландии. В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты»…
Мариэтта Чудакова считает, что впечатления от этого бала легли в основу сочиненного Булгаковым бала у Воланда, в «нехорошей квартире». Ныне эта точка зрения общепринята, и, кажется, американцы своим балом 1935 года гордятся - раз решили его повторить.
И вот с тех пор промелькнуло 75 лет. Тот же дом, те же колонны, та же лестница, лепной, узорчатый, белый с синим потолок и тенью Бегемота над той самой люстрой.
На входе гостей встречают два автомобиля тридцатых годов- один из них похож на тот, на котором прибыла на бал Маргарита. По стенам расставлены силуэты персонажей «Мастера». В оформлении помещении - легкий элемент иронии, такой ненавязчивый постмодерн. Вместо птиц, порхающих за сеткой - инсталляция, изготовленная молодыми художниками: бумажные и тряпичные птички, облепившие дерево в центре холла.
В зала г-н Джон Байерли терпеливо исполнял роль хозяина, находя добрые слова для разных гостей.

Вместо зверей, поразивших собравшихся в 1935 году - молодые артисты, изображающие условных зверей. http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278069/?page=0
А в залах взгляд выхватывает знакомые лица - Натальи Солженицыной, с Леном Блаватником, Владимиром Молчановым, Александром Журбиным,

Рядом Петр Авен в окружении собеседников,
http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278070?page=0
Михаил Левитин, Светлана Врагова, одинокий Павловский, Починок и еще множество знакомых лиц, и никого, кажется, кроме Ерофеева и Чудаковой из сочинителей
Камин был, разумеется, на месте и в нем горел огонь, защищенный огнеупорным стеклом. Но только Булгакову могли привидеться мертвецы, вылетающие из этого камина: слишком мал.
Был даже бассейн с шампанским (это уже цитата непосредственно из романа)- он помещался на небольшом столе и тонененькой струйкой извергал пузырящийся напиток. http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278065?page=0
В верхнем этаже, вместо шашлыков, в доказательство, что «рукописи не горят» - булгаковский оригинал романа «Мастер и Маргарита», рядом скромная фотография Е.С. Булгаковой. http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278060?page=0
На диване в углу расположилась Мариэтта Чудакова, исследователь и биограф Булгакова, около нее сгруппировались нынешние обитатели «нехорошей квартиры» - музейщики.
http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278062?page=0
В пригласительном билете было сказано, что вечерний костюм, военная форма или одежда в стиле 3О-х годов приветствуются. Карнавала, однако, не случилось. В толпе приглашенных мелькнули две- три фигуры в сюртуках и щляпах в стиле тридцатых, режиссер Светлана Врагова набросила на плечи черного песца (или другого зверя, боюсь ошибиться), как на фотографии Елена Сергеевны Булгаковой, да миллиардер Лен Блаватник разгуливал в маршальском костюме тридцатых годов.
http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278089?page=0
Сотрудник американского посольства, фокусник- любитель веселил публику карточными фокусами ( привет Коровьеву с Бегемотом). Работал чисто. Мне дал карту, я ее надписал, это была девятка червей; мгновение - и карта чиста, а моя подпись оказывается на трефовом тузе в руках стоящего рядом).
http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278220?page=0
Много медийных лиц, есть известные бизнесмены, процент писателей ничтожен. Нынешняя военная и властная элита (в отличие от советской) приглашение проигнорировала. Вообще процент соотечественников невелик, все более «знатные иностранцы».
В зале полумрак, стоят обеденные столы, играет оркестр. Бал - но танцующих мало, люди стоят кучками, разговаривают. Около шикарных обеденных столов никто не толпится, приглашенные нехотя едят да и пьют кажется, нехотя. http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/view/278221?page=0
Чрезмерность, поразившая Булгакова, ныне отсутствует. Трудно представить себе нового Буденного, отплясывающегло до утра гопак.
Мистика исчезла из этих стен, добротный чинный ретро- бал.
И наблюдая атмосферу зала, понимаешь, что основная составляющая мистики 35 года был – СТРАХ. Его несли, как крылья за спиной и Радек, и Бухарин, и Мейерхольд, и Бубнов: разлитие этого страха в атмосфере Спасо- Хауса «услышал» и Булгаков, передавший его через метафору Воланда и его воинства, и настоятель Храма Святого Людовика Французского в Москве (что на Малой Лубянке) отец Леопольд Браун (книга воспоминаний которого переводится и готовится к изданию).
СТРАХ - дрожжи каждой средневековой культуры, страх - материя мистики, которая дает шанс беззащитности жить в пределах надежды и вероятности. Страх - плоть и кровь и магия мандельштамовского, ахматовского, булгаковского и пастернаковского текста, и потому он действует на нас так завораживающе, что мы пережили ВОЛЮ этого страха, и только их текстами заглядываем через глазок слова в остывающий ад.
Ушел страх - и ушла нужда в литературе (лекарство от страха), ушла и сама литература, нужда в ней была только до тех пор, пока СТРАХ был главным героем времени, и поэтому в зале почти не было сочинителей. «Страх умер (к счастью), да здравствует страх».
А это все фотографии альбома "Булгаковуский бал в Спасо-Хаусе"
http://fotki.yandex.ru/users/leonid-latynin/album/102632/ ЛЛ