?

Log in

No account? Create an account
Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
"В некоторых странах вообще нет бесплатного вызова врач на дом"
Карандаш
tekstus
20151114_16-08

1. Подвед Минфина представил программу продвижения платных услуг в здравоохранении
14 ноября 11:02

Бесплатные медицинские услуги останутся только для социально-незащищенных групп и при определенных заболеваниях. Работающие граждане смогут бесплатно получить медицинскую помощь только временно и в ограниченном объеме. Научно-исследовательский финансового институт, подведомственная организация Министерства финансов, предлагает взимать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год, более 8 посещений терапевтов в поликлиниках в год, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста и за другие привычные для всех медицинские услуги.

Подробно о подходах к оптимизации расходования бюджетных средств при условии сохранения качества оказываемой медицинской помощи рассказала ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Любовь Мельникова.

С точки зрения НИФИ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи содержит определенный изъян. Претензии ведомства связаны с тем, что в документе не очень конкретно определяются категории граждан, стоимость, объем и условия оказания медицинских услуг, которые, по мнению чиновников, для разных социальных групп населения должны оказываться на разных условиях.

Конкретизация – оптимизация – сокращение

Основной проблемой здравоохранения нынешнего периода, по словам Любови Мельниковой, является разрыв между декларированными гарантиями и их финансовым обеспечением. Конституция гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи всем, но средств на всех не хватает. И если граждане России, по данным ООН, до 30% своего бюджета тратят на поддержание своего здоровья из-за, например, неработающей у нас системы лекарственного страхования, которая существует практически во всех развитых странах, значит можно вполне официально сделать платеж условием получения медицинской помощи, уверены в ведомстве.

«Понятно, что из этой проблемы надо искать выход. И мы этот выход нашли – несколько лет назад в программе госгарантий у нас появились нормативы оказания медицинских услуг. Это уже определенный шаг вперед по конкретизации программы госгарантий. Но конкретизация программ – это несколько другой термин, чем нормирование медицинских услуг», - отметила Любовь Мельникова в своем выступлении на конференции «Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России».

Всего было определено пять критериев, по которым на первом этапе возможна конкретизация программы госгарантий: медицинские, социальные критерии, нуждаемость, стоимость услуг, объем услуг. Другими словами, бесплатно медицинскую помощь и лекарственное обеспечение предлагается предоставлять только при определенных заболеваниях и состояниях, определенным возрастным и социальным группам населения. Либо бесплатно медицинская помощь будет оказываться только временно и в ограниченном объеме, а свыше – только за деньги.

Пока возможность введения таких ограничений в правительстве только обсуждается и каждый из этих критериев потребует дополнительной оценки. Но представляется любопытным познакомиться с тем, что в скором времени может ожидать держателей полиса ОМС в российской системе здравоохранения.

Амбулаторная помощь

НИФИ предлагает отказаться от практики бесплатного вызова врача для определенных групп населения. То есть бесплатной останется скорая помощь, да и то только для малолетних детей, инвалидов и немобильных инвалидов. Как прокомментировала сотрудница Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ: «В некоторых странах вообще нет бесплатного вызова врач на дом».

Другой путь экономии бюджетных средств НИФИ видит в ограничении количества бесплатных вызовов врача-терапевта на дом. Например, за год пациент может бесплатно получить только 8-10 визитов врача-терапевта на дом. Если больному потребуется свыше этого количества, то это будет возможным только на условиях соплатежа или полной оплаты вызова.

«Можно каким-то образом подумать о пересмотре практики бесплатного вызова врача на дом для населения, – добавила представительница подведа Минфина. – Тут возможны варианты. Можно начать с минимального, чисто символического платежа, перейдя потом к полной оплате».

Также предлагается отказаться от практики вызова врача-специалиста на дом и замена его врачом-терапевтом. Например, прием врача-специалиста будет возможен только в ЛПУ для трудоспособного населения.

Также подвед Минфина предлагает сэкономить бюджетные средства, ограничив количество бесплатных посещений терапевтов в поликлиниках. Так, считается достаточным в год бесплатными сделать только 8-10 посещений. Свыше этого от больного потребуется либо соплатеж, либо полная оплата услуг.

Возможность выбора квалификации врача также предлагается предоставлять за дополнительную плату. Например, обслуживание врача базовой квалификации – бесплатно, а если пациент хочет, чтобы его лечил не выпускник медицинского института, а опытный врач определенной квалификации, за это придется внести дополнительную плату.

Придется доплатить и за то, что к врачу пациент попал не в будний день. Например, бесплатным предлагается оставить лишь обслуживание в рабочие часы в порядке очереди, а обслуживание в вечернее время, выходные дни сделать за соплатеж или за дополнительную плату.

На сокращении времени ожидания получения услуги подвед Министерства финансов также планирует заработать. Так, в порядке живой очереди предлагается принимать пациентов бесплатно, а вне очереди попасть к врачу можно будет лишь за плату.

Скорая медицинская помощь

«Первое, что можно предложить, это введение оплаты за повторный вызов по тем же причинам. Если первоначально пациент отказался от предлагаемой госпитализации, – сообщила Любовь Мельникова. – Состояние серьезное, врач предлагает, но пациент отказывается, и если через час идет повторный вызов скорой, то это прямое указание на то, что здесь возможен платеж».

Необоснованные вызовы скорой помощи также рассматриваются в качестве основания для оплаты. Например, пациент в разговоре с диспетчером ошибся в тяжести своего состояния, вызывая врачей скорой помощи. Если приехавшая бригада установит несоответствие тяжести симптомов, пациента обяжут платить за приезд «скорой».

Ведомство рекомендует кроме того ограничить количество бесплатных вызовов бригад скорой помощи в год. Предлагается до 4-х вызовов в год для трудоспособного населения оставить бесплатными, а свыше оплачивать полностью или частично за счет пациента.

Стационарная помощь

Одно из возможных, по мнению чиновников, направлений конкретизации медуслуг связано с нормированием количества повторных госпитализаций. Например, пациент сможет бесплатно госпитализироваться в плановом порядке два раза в год, и платить за госпитализацию свыше этого количества.

Время ожидания плановой госпитализации также должно, как считают, нормироваться. Если пациент настаивает на сокращении сроков, то от него потребуется доплата.

Также предлагается ввести плату за возможность выбора уровня учреждения. Если данная помощь может быть оказана в муниципальных или региональных учреждениях, то ее больной получает бесплатно, но плановая госпитализация в федеральное учреждение производится уже за свой счет.

Также за деньги предлагается предоставлять возможность выбора квалификации врача, и улучшенных условия обслуживания, таких как более комфортные палаты с меньшим количеством коек и лучшим питанием.

Стационары высокотехнологичной помощи

«Это особая статья, - признает представитель подведа Минфина, - Но и тут возможны свои подходы. Например, можно уточнить виды ВМП – какие-то оказывать в рамках базовой программы госгарантий, а какие-то проводить за соплатежи». То есть предлагается ввести разделение ВМП по статусу, что позволит перевести некоторые виды в платные.

Перечисленными пунктами предложения по конкретизации не ограничиваются и в подготовленной финансовым ведомством программе предусмотрены и другие возможности экономии средств, выделенных на здравоохранение.

При этом в НИФИ уже подсчитали, сколько сэкономит бюджет на взимании платы с населения за отдельные медуслуги.

«Когда прорабатывали эту тему, мы все направления, которые предлагаем, просчитали финансово. Для расчетов мы использовали доступные статистические формы», - сказала Мельникова.

Так, по подсчетам экономистов, отказ от практики бесплатного вызова врача для некоторых групп населения позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий.

За счет ограничения количества бесплатных посещений терапевтов в поликлиниках до 4х в год позволит сэкономить 49,72 млрд рублей в год, что составляет 3,86% стоимости базовой программы госгарантий.

Коечный фонд

Если в Центральном научно-исследовательском институте организации информатизации здравоохранения коечный фонд считают недостаточным, НИФИ предлагает дальнейшее сокращение числа коек. Уменьшение количества койко-мест с 9,42 коек на 1000 населения до 4,96 коек, что соответствует уровню развитых стран, позволит добиться снижения расходов на плановую стационарную помощь в РФ на 220,46 млрд рублей, или 17,1% базовой программы госгарантий.

«Сокращение госпитализации пациентов в стационар в плановом порядке с частичным переводом госпитализации в дневной стационар также может принести какую-то экономию, и она оценивается по тем цифрам, которые доступны в открытых публикациях, примерно в размере 32,66 млрд рублей в год или 2,59% базовой программы», - сообщила докладчица.

Вопрос о том, каким образом будет взиматься плата с населения, пока еще находится в процессе обсуждения. Возможные варианты: соплатеж, система ОМС+, ДМС.

Хотя разработка проекта оптимизации российского здравоохранения путем конкретизации госгарантий находится только на самой ранней стали, нельзя не отметить, что вопросов он вызывает больше, чем какой-либо другой проект. Начиная с обеспечения гарантии прозрачности оплаты медуслуг, исключения «шантажа» пациента со стороны медработников и платежей из кармана в карман, до экономической целесообразности введения некоторых мер, которые, например, в случае отказа от бесплатного вызова врача для некоторых групп дают экономию в размере всего 0,62% базовой программы.

Почему бесплатными должны быть только первые 4 посещения терапевта в поликлиниках? А как быть с посещением врача при острой боли? Как будет доказывать пациент, страдающий от боли, что его состояние требует неотложного внимания? Проще ведь заплатить. Или как расценивать «наказание рублем» за то, что пациент проявил бдительность и вызвал «скорую» исходя из своих непрофессиональных знаний о тяжести симптомов? Не будет ли это фактором, сдерживающим пациентов от обращения к врачу и ростом запущенных случаев?

Очевидно одно – предлагаемые НИФИ меры не только нуждаются в серьезной оценке, но в любом случае будут крайне непопулярны у населения, привыкшего с давних времен к тому, что бесплатная медицинская помощь является основой социальной справедливости.

Рамиль Валеев

Источник: Российское агентство медико-социальной информации АМИ



2. Минфин предложил лимитировать бесплатную медицинскую помощь для работающих граждан
13 ноября 2015

20151114_16-28

Право на получение бесплатной медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования без ограничений может остаться только у определенных социальных и возрастных групп населения. Для взрослых трудоспособных граждан Минфин России предлагает установить годовые лимиты на обращение к медикам.

Министерство финансов России предлагает ввести в системе здравоохранения порядок оказания платной медицинской помощи пациентам. Бесплатная помощь не будет ограничена для определенных слоев населения - детей пенсионеров социально незащищенных граждан. Для большинства работающих россиян чиновники предлагают установить лимиты на ее оказание. Даже для индивидуальных предпринимателей которые самостоятельно оплачивают взносы на обязательное медицинское страхование.

Так, вызывать «скорую помощь» на бесплатной основе можно будет не чаще четырех раз в год, а посещать терапевта не более восьми раз. Обслуживание врачами в нерабочие часы, а также лечение у высококвалифицированных специалистов будут доступны только на платной основе. Таким образом Минфин рассчитывает оптимизировать расходование бюджетных средств на медицинскую помощь и, при этом, сохранить ее качество. 20151114_16-46 Именно такие тезисы прописаны в программе продвижения платных услуг в здравоохранении, представленной Министерством финансов общественности на конференции «Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России».

Чиновники, как ни странно, помнят о том, что Конституция РФ гарантирует россиянам бесплатное оказание медицинской помощи. Однако средств в бюджете на всех не хватает. Поэтому те россияне, которые и так, фактически, финансируют медицинские услуги для пенсионеров и детей за счет взносов в ОМС, оплачиваемых работодателями, должны будут оплачивать собственное лечение из своего кармана. Позиция Минфина выглядит немного странной, особенно на фоне информации, приведенной самими чиновниками, о том, что по данным ООН, российские граждане тратят на поддержание своего здоровья до 30% личного бюджета. Такие траты связаны не только с качеством и доступностью бесплатной медицинской помощи, но с отсутствием в России системы лекарственного страхования. Такая система существует в большинстве развитых стран. Она неразрывно связана с обязательным или добровольным медицинским страхованием, поскольку в стоимости лечения, как правило, большую часть занимает именно стоимость лекарств.

20151114_16-16
Мельникова Любовь
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Любовь Мельникова

Понятно, что из этой проблемы надо искать выход. И мы этот выход нашли – несколько лет назад в программе госгарантий у нас появились нормативы оказания медицинских услуг. Это уже определенный шаг вперед по конкретизации программы госгарантий. Но конкретизация программ – это несколько другой термин, чем нормирование медицинских услуг. Можно каким-то образом подумать о пересмотре практики бесплатного вызова врача на дом для населения. Тут возможны варианты. Можно начать с минимального, чисто символического платежа, перейдя потом к полной оплате. Кроме того, можно предложить введение оплаты за повторный вызов скорой помощи по тем же причинам. Если первоначально пациент отказался от предлагаемой госпитализации. Состояние серьезное, врач предлагает, но пациент отказывается, и если через час идет повторный вызов скорой, то это прямое указание на то, что здесь возможен платеж. Когда прорабатывали эту тему, мы все направления, которые предлагаем, просчитали финансово. Для расчетов мы использовали доступные статистические формы.


Так, по подсчетам финансистов, отказ от существующей практики бесплатных вызовов врачей на дом для большинства граждан позволит бюджету сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей ежегодно. Эти средства составляют 0,62% от стоимости базовой программы государственных гарантий медицинской помощи. Ограничение количество посещений терапевтов до восьми в год позволит сэкономить бюджету еще 49,72 млрд рублей в год, то есть 3,86% стоимости базовой программы. На этом фоне уже логичным выглядит предложение Минфина о сокращении койко-мест в бюджетных стационарных лечебных учреждениях. Ведь это самая расходная статья в бюджете, а значит уменьшение количества койко-мест с 9,42 коек на 1 тысячу граждан России до 4,96 коек, позволит сэкономить до 220,46 млрд рублей в год, или 17.1% от государственного медицинского бюджета. При этом, количество койко-мест будет соответствовать уровню развитых стран.

Чиновники пока не определились с тем, каким образом граждане будут дополнительно оплачивать медицинские услуги. Учитывая, что фонд ОМС формируется как раз за счет тех средств, которые поступают от трудоспособного населения. А медицинскую помощь безработным гражданам, детям и пенсионерам как раз, оплачивает само государство. Если эта инициатива найдет поддержку, то работающие граждане будут стремиться спрятать свои доходы и договариваться с работодателями о зарплате "в конверте". Им будет выгоднее приобретать полисы добровольного медицинского страхования, возможно даже через работодателей, за счет сокращения официальной части зарплаты. Таким образом, по сложившейся в последние годы системе ОМС и финансированию государственных лечебных учреждений может быть нанесен серьезный удар.

Напомним, что в настоящее время, в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" все юридические лица оплачивают взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1% от фонда заработной плат и других выплат в пользу работников. Индивидуальные предприниматели платят взносы "за себя" в таком же размере.

Поэтому работодатели, предприниматели и сами граждане рассчитывают, что Правительство и депутаты не поддержат инициативу Минфина, в случае, если она обретет очертания реального законопроекта.

Источник: Петербургский правовой портал



3. А в некоторых странах вообще нет врачей





4. Мельникова Любовь Сергеевна
20151114_16-16
Подразделение НИФИ: Центр финансов здравоохранения

Должность: ведущий научный сотрудник

Ученая степень, ученое звание: Доктор медицинских наук, доцент

Образование: Высшее.
Московский медицинский институт им. Сеченова, квалификация врача по специальности «Медико-санитарное дело», 1973
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, квалификация юриста по специальности «Юриспруденция», 1998

Опыт работы:

В настоящее время – ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов РФ, Центр финансов в здравоохранении, ведущий научный сотрудник
2005 - 2013 – ООО «Росгосстрах- Медицина» и ЗАО «Капитал Медицинское страхование», Заместитель Генерального директора по юридическим вопросам
2003 - 2005 – Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Заместитель Руководителя аппарата
1999 - 2003 – Минздрав России, Начальник Правового управления
1996 - 1999 – Начальник Отдела законодательства и организации взаимодействия с Федеральным Собранием Минздрава России, начальник Управления региональной политики, законодательства и связей с общественными организациями
1992 - 1996 – Начальник Управления законодательства Государственного Комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

Дополнительно:

Помощник депутата Государственной Думы, член Экспертного Совета по здравоохранению Комитета по социальным вопросам Совета Федерации. С 2010 по 2013 год избиралась Председателем Комитета по правовым и методологическим вопросам Межрегионального Союза медицинских страховщиков.
Участвовала в разработке концепции развития здравоохранения в составе рабочей группы Комитета Государственной Думы по охране здоровья, 9 проектов федеральных законов (приняты в настоящее время).
Педагогическая деятельность:
2005 – н. в. – профессор кафедры «Организации и управления здравоохранением и системы ОМС» Института развития дополнительного профессионального образования Минобразования РФ
1996 - 2005 – профессор кафедры «Основ законодательства в здравоохранении» Московской Медицинской Академии им. Сеченова
Публикации: Автор 2-х монографий и более 70 печатных работ.

Контактная информация:
E-mail: melnikova@nifi.ru

Источник: Научно-исследовательский финансовый институт



По теме:

a_n_d_r_u_s_h_a в Депутат Шеин выложил предложения Минфина по медицине: отказ от госгарантий
rjadovoj_rus в Минфин готовит русский крест