?

Log in

No account? Create an account
Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Не всё пропало в образовании или Идеи Русского Космизма в XXI веке
Галстук
tekstus
Оригинал взят у mc_klaud в Не всё пропало в образовании или Идеи Русского Космизма в XXI веке

Сегодня хотелось бы рассказать о крайне удивительном событии в моей преподавательской практике, событии насколько удивительном, настолько и благостном, событии внушающем надежду в наше светлое будущее.

Я предлагаю обсудить это событие, но для начала немного вводных. В этой статье уже рассмотрен феномен Ностальгии по СССР среди тех, кто его не застал. Я уже четыре года подрабатываю преподавателем в кружке робототехники во Дворце Творчества Юных.  Когда я туда совершенно случайным образом устроился работать, для меня стало приятным сюрпризом существование в наше капиталистическое время бесплатных бюджетных Дворцов Творчества. С тех пор было много сюрпризов приятных и не очень. Об одном таком сюрпризе, который можно рассматривать как феномен,  и пойдёт речь.
В мае этого года у нас был последний урок в форме классного часа с чаепитием. По некоторым причинам (позже обязательно опишу наш совместный проект  ребят с кружка робототехники и Сути Времени) нам пришлось во втором полугодии отклониться от учебной программы и стандартное обсуждение результатов за полгода не имело смысла - все делали один проект вместе. Поэтому темой классного часа стала тема дальнейших жизненных планов моих учеников.
Сказать, что беседа была очень интересной - это не сказать ничего!
Но для начала немного опишу исходные данные. Возраст учеников от 9 до 12 лет, дети умные, но ЕГЭизация сознания уже имеет место - частенько ленятся думать - не думая отвечают на вопросы, если задать вопрос: "А ты уверен?", с 80-типроцентной вероятностью ответ будет заменён на противоположный. При этом  ряд наводящих вопросов на понимание приводит к правильному ответу, после чего они уже не сомневаются.
Вернёмся к классному часу:
Один будет инженером, будет строить заводы, не причиняющие вреда окружающей среде, другой - тоже инженером и придумает роботов для  медицины… 
И все за исключением одного сложного ребёнка  (будет банкиром) выбрали себе социально значимые профессии, направленные на благо общества без намёка на успешность и престижность.
Но ответ одного из них меня просто потряс. Привожу дословно диалог с ним:
-А ты кем хочешь стать?
-Химиком
-А почему?
-Я узнал, что человек не может фотосинтезировать и должен питаться органическими веществами, выработанными растениями или животными. Население планеты растёт, и еды скоро на всех не хватит. Я хочу научить людей фотосинтезировать!
Сколько мыслей пронеслось у меня в голове за пару секунд после этого. Перед глазами встали засаженные яблоневые сады на Марсе, караваны ракет, мчащие от звезды до звезды и многие другие робкие попытки гуманистического человечества  решить глобальные вызовы человечества.



Но через пару секунд уже пришлось гасить стебущийся и гыгыкающий  негатив будущего банкира.
В этой мимолётной жизненной ситуации представлена борьба двух типов людей: доброго романтика-гуманиста и меркантильного эгоиста-индивидуалиста.
Почему в нашем с вами обществе, к сожалению, эгоист имеет право смеяться над романтиком?
Во-первых, потому что современные герои - богачи. Во-вторых, потому что родители сами говорят о престижности профессий. В-третьих, потому что криминально-буржуазный класс в России чувствует и демонстрирует своё превосходство над "нищебродами". В-четвёртых, зависть этого криминально-буржуазного класса, потерявшего смыслы, стремится уничтожить на корню эти смыслы у других. Мы должны защитить будущих Циолковских, Фёдоровых и Богдановых от нападок "банкиров".
Ещё крайне интересен вопрос, оставшийся для меня пока загадкой: Откуда в 11-ти летнем ребёнке XXI века идеи русского космизма  столетней давности. Могу предположить только, что столкнувшийся с проблемами человечества ребёнок(их вроде бы обсуждают на естествознании) не может смириться с ними, ищет альтернативы и ему не мешают такие взрослые "проблемы" как жильё, машина, пропитание...

Наша с вами задача и задача образования, о котором мы говорили на II съезде РВС сделать так, чтобы вот такие ребята смогли донести свои идеи до зрелого возраста и не расплескать юношеского рвения, не променять его на колбасу…
Если у нас это получится, мы встретимся в обновлённом Советском Союзе! А "Римский клуб" и "Золотой миллиард" отправятся туда, где им и место!