Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
По тропе познания
Карандаш
tekstus
Школьники в СССР и России: как изменилось молодое поколение за 50 лет
«Комсомольская правда» | 21.09.2017
 
22.09.2017 22:28
Оригинал взят у rimmir в По тропе познания
 
Школьники тогда и сейчас.

Психологи изучили различия между советскими школьниками и современными....

Любой родитель, глядя на современных школьников, нет-нет да и вспомнит - а вот в мое время, эх... Подобные сравнения обычно получаются не в пользу нынешних детей. Вузы и школьные учителя подливают масла в огонь: мол, раньше дети бы умнее и учились лучше, а это поколение кроме интернета и соцсетей ни на что не пригодно.

Чем на самом деле отличаются нынешние школьники от советских, выяснили эксперты Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики.

НА 50 ЛЕТ НАЗАД

Просто опираться на память и впечатления в таких сравнениях недостаточно! Все же знают, что раньше и небо было чище, и трава зеленее. Поэтому психологи решили пойти другим путем и воспроизвели одно из классических советских исследований:

- Ровно 50 лет назад, в 1967 году известный профессор психологии Даниил Эльконин и его коллеги опубликовали исследование о школьниках, - рассказывает Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства. - В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый), и изучали "чувство взрослости" - то есть их желание быть, казаться и действовать, как взрослые. Мы повторили это исследование, но уже по современным стандартам, и более строго фиксировали все, что видели.

БУНТАРИ ИЛИ ПАИНЬКИ

Как обнаружили исследователи, 50 лет назад школьники 11-12 лет на самом деле гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные.

- В 60-х годах пятиклассники хотели, чтобы с ними обращались, как со взрослыми - чтобы учитывали их мнение, относились к ним с уважением, - рассказывает Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства. - Современные дети скорее считают себя маленькими или "промежуточными", для них детство - гораздо более привлекательный период, чем взрослость, которую они видят как состоящую из множества обязанностей и отсутствия времени.

Проявляется такое чувство взрослости по-разному:

- Советские подростки показывали более осознанное отношение к учебе. С одной стороны, к учебе относились серьезно. Но с другой стороны, были и бунтари, которые протестовали против этого и обесценивали школу, - перечисляет Катерина Николаевна. - Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы, ориентированной на академические достижения. Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя.

Впрочем, дело не в том, что нынешние школьники более послушны. Они, так сказать, более ушлые: понимают, что им "дешевле" следовать правилам, чем бастовать и устраивать революции. А для поведения, которое не приветствуется дома и в школе, существует интернет.

ПОСЛУШНЫЕ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов:

-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, вертикальная иерархическая система: "взрослый - тот, кто рулит, я - тот, кто подчиняется", - отмечает Катерина Поливанова. - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся.

С другой стороны, у наших бабушек и дедушек было в разы больше обязанностей по дому. В 60-е годы пятикласснику приходилось и уборкой заниматься, и обед себе если уж не приготовить, то как минимум разогреть. Нынешние дети от такого освобождены:

- Современные дети вообще мало бывают дома. Они более загружены учебой и дополнительным образованием, - поясняет Александра Бочавер. - Но если раньше кружки основывались на желаниях ребенка - "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота... " (это стихотворение про выбор - в какой кружок идти), то сейчас за детей выбирают родители, ориентируясь на то, что, как им кажется, поможет выбрать востребованную или престижную профессию.

ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ

В чем еще часто упрекают нынешнюю школу, так это в том, что она подчеркивает социальное расслоение. Мол, раньше, все ходили в одинаковой форме и не выпендривались, а сейчас сплошное соревнование - у кого iPhone круче и кроссовки моднее.

- Социальное расслоение было и тогда, просто очень богатых людей было гораздо меньше, они реже встречались. Основная масса жила действительно на одном уровне, - считает Катерина Поливанова. - Мое мнение, что социальное расслоение транслируется детям сверху, от родителей. И если взрослые говорят: мы бедные или, наоборот: мы богатые, вчера разбогатели, сегодня будем это всем демонстрировать, - конечно, это будет на детях сказываться.

В целом, современные пятиклассники оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад. Среди них есть как более взрослые, так и совсем еще дети! Наши же бабушки и дедушки в этом возрасте были ближе друг к другу.

ИЗЧЕЗАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ

На вопрос, почему школьники так изменились, исследователи отвечают просто - сама жизнь стала другой.

- Сегодня работать на конвейере, грубо говоря, нужно далеко не всем. А такая работа значит, что нужно прийти вовремя, точно выполнять свои трудовые функции, то есть делать все то, что требуется от взрослого, - подытоживает Катерина Николаевна. - Сейчас же экономический рост происходит за счет другого, за счет творчества. А свежие идеи человек может производить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Граница между возрастами размывается. И взрослые - в том смысле, это те люди, которые несут ответственность, пунктуальны, которые делают что от них требуется - это, увы, уходящая натура.

https://www.kp.ru/daily/26734.4/3761099/



См. также:
- 22.09.2017 22:56 На аллаверды // immir


  • 1
Молодое поколение выбирает
Очень дорогое для меня эссе. Сегодня оно посвящается памяти
профессора Ренаты Григорьевны Гуровой.

Что волнует российскую молодежь?
Ответить на этот вопрос непросто. И именно поэтому профессор Института молодежи (бывшей Высшей школы ВЛКСМ) с 1996 г.совместно с Движением в защиту детства (ДЗД) стала проводить опросы 10-ти и 11-классников об их отношении к жизни. Приведем результаты опроса 1998 года.... Социолог выделила четыре характерные и резко различающиеся между собой группы старшеклассников.
К группе ярко выраженной индивидуалистической ориентации, более или менее осознано принявшей 'либеральные' ценности, можно отнести примерно 20% опрошенных...
Духовный мир этой группы молодежи весьма ограничен. Об этом свидетельствует отсутствие ответов на вопрос об идеалах и героях, а вот что касается наиболее распространенных девизов, то это 'Минимум проблем', 'Деньги - это все, это и есть наше бытие', 'Не обманешь - не проживешь'. Героями для подражания наиболее часто называют небезызвестного Остапа Бендера, не менее ныне известного Сергея Мавроди, Довганя и Ю. Лужкова.
Следующую подгруппу (таких около 9 % опрошенных) можно назвать гедонистами-эпикурейцами...
Третью подгруппу карьеристов-честолюбцев (около 1% опрошенных) составляют дети очень богатых и хорошо образованных родителей...
Последняя, выделяемая социологами подгруппа - маргинальная с уголовными наклонностями. Как правило, это ...
Вторую группу (до 50 % опрошенных) составляют не до конца определившиеся в своей социально-политической направленности юноши и девушки. Около 10% в ней составляют обыватели-конформисты, в значительной степени подверженные влиянию СМИ...
Следующую подгруппу (около 20 % опрошенных) исследователи назвали 'интеллектуалами'. Все они хотели бы продолжать образование в вузах, причем их цель - 'совершенствоваться в любой области', 'развивать интеллект'. Их герои... Их девизы 'Самосовершенствование', 'Максимальное развитие личности', 'Совершенствование себя и окружающего мира'.
Еще одну специфическую подгруппу (до 5% опрошенных) составляют 'гуманисты', чья главная доминанта состоит в стремлении помочь людям...
Следующая подгруппа наиболее близко примыкает к группе социально активной молодежи, характеризуется высокой степенью общественно-политической направленности личности, патриотизмом, взвешенной и грамотной оценкой того, что происходит в стране, стремлением активно бороться за социальную справедливость. Она включает до 15% опрошенных, главным образом учащихся выпускных классов сельских школ. Их девиз - 'Равенство и справедливость', 'Жить мудро, честно, справедливо', 'Жить для других, но не забывать и про себя'. Их любимые герои - Спартак и Ленин, Чапаев и Жуков. Они полагают, что молодежные организации очень нужны и стране, и самой молодежи, призваны помочь ей принять ответственность за происходящее с Россией на себя.
И, наконец, третья группа молодежи - это коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники социальной справедливости. Она составляет около 30% опрошенных, что примерно вдвое больше, чем в начале 90-х годов, и даже больше по сравнению с опросом, проводившимся в 1996 году. Их отличает ярко выраженная любовь к Родине, гуманизм, обостренное чувство ответственности и преобладание общественных интересов над личными.
Главное для них в жизни не материальные, а духовные ценности, не потребительство, а творческое созидание. Цели их жизни - 'приносить пользу людям, стране', 'честно трудиться на благо Родины', 'полная самореализация'. Счастье для них - это, прежде всего, 'сознание того, что ты нужен людям', а также верные друзья, любовь, семья... И главное - 'жить с чистой совестью, всегда поступать в соответствии со своими убеждениями'.
Девизы этой группы старшеклассников отражают ее активную социальную направленность: 'Счастье - для всех!', 'Хлеб - крестьянам, фабрики - рабочим, зарплату - учителям!', 'Если не я, то кто?', 'Пылать, а не коптить'. Среди их литературных героев - Данко, Гагарин, Андропов, Д. Холодов, Ф. Кастро, Л. Рохлин.

Статья большая по объему, поэтому просьба посмотреть здесь:

http://www.proza.ru/2007/05/07-113

А в этом сообществе https://putin-slil.livejournal.com/3229461.html?thread=59960853#t59962389 возникла довольно-таки толковая дискуссия:

  • 1
?

Log in

No account? Create an account