Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Под защитой Русской Православной Церкви
Карандаш
tekstus
23.07.2016 10:28
Оригинал взят у sosedgeorg в Споры про памятник "вождям Белого движения и Казачьим атаманам"

В Москве, на территории храма Всех Святых на Соколе с 1998 г. стоит памятник "Вождям Белого движения и Казачьим атаманам". Вокруг этого памятника с 2003 года "ломаются копья". Одни требуют снести "памятник нацистам", другие защищают его. Дошло до того, что в 2005 году было подано заявление в прокуратуру с требованием сноса памятника.

Цитата из заявления:

На территории храма Всех Святых находится "памятник Вождям Белого движения и Казачьим атаманам", поставленный в честь сотрудничавших с гитлеровской Германией во время Второй мировой войны атаманов Краснова, Шкуро, Доманова, фон Панвица и других, многие из которых осуждены и казнены как военные преступники, в частности, группенфюрер СС Гельмут Вильгельм фон Панвиц, атаман Султан-Клыч-Гирей, атаман Краснов.

Также в тексте на памятнике упомянуты "казаки 15-го кавалерийского корпуса", который, входя в состав вермахта, был укомплектован бывшими подданными Российской империи и завербованными советскими военнопленными, являлся карательным соединением, участвовавшим в совершении множества военных преступлений на территории СССР, Югославии и других стран. В конце войны корпус был включен в состав войск СС, которые были признаны преступной организацией Нюрнбергским трибуналом.

Попытка увековечивания памяти военных преступников грубо унижает наше как представителей народов, явившихся объектом преступных деяний со стороны перечисленных лиц, национальное достоинство.


Аргументы "за"

Гельмут фон Паннвиц (1898 – 1947) – группенфюрер (генерал-лейтенант) СС. Кадровый немецкий офицер, воевал против России ещё в 1 Мировую, вернулся в строй в 1934 г., участвовал в завоевании Польши и Франции, восточную кампанию начал с первого дня нападения на СССР под Брестом, командуя разведывательным подразделением 45 дивизии. Уже тогда обратил на себя внимание жестокостью по отношению к мирному населению. Пользовался покровительством Г. Гиммлера. С июля 1943 г. командовал 1 казачьей дивизией, вместе с которой в ноябре 1944 г. перешёл в войска СС. В январе 1947 г. казнен по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР как военный преступник.

Краснов Петр Николаевич – один из руководителей Белого движения, генерал-лейтенант (1917), патологический антисемит (обвинял А.А. Власова в недостаточном внимании к еврейскому вопросу) и литератор-графоман. В октябре 1917 г. вместе с А.Ф. Керенским пытался совершить контр-переворот, взят в плен большевиками и отпущен под честное слово, в мае 1918 года был избран в Новочеркасске Атаманом Всевеликого Войска Донского и продолжил вооружённую борьбу с Советской властью. Ориентировался на Германию. В феврале 1919 г. подал в отставку. В эмиграции во Франции и Германии. Приветствовал нападение Гитлера на Россию: «Москва корежится в судорогах большевизма и ее нужно покорять железной рукой немецкого солдата». Несмотря на преклонный возраст (1869 г.р.), принимал активное участие в установлении «нового порядка» на оккупированной территории, один из соавторов «Декларации германского правительства к казакам», опубликованной за подписями генерал-фельдмаршала Кейтеля и рейхсминистра Розенберга; с начала марта 1944 г. начальник Главного управления казачьих войск, которое рекламировалось нацистами как своего рода марионеточное «временное правительство» казачьих областей в изгнании. Конфликтовал с А.А. Власовым, поскольку тот, с точки зрения Краснова, представлял «выродившуюся» русскую нацию: «вся Россия кончает самоубийством в угоду американским жидам…» В составе т.н. «Казачьего стана» взят в плен англичанами, передан СССР и приговорен к смертной казни.

Шкуро Андрей Григорьевич – генерал-лейтенант Белой армии. Талантливый кавалерийский командир. Войска его во время гражданской войны представляли собой своеобразный вариант махновщины по другую сторону фронта, отличались недисциплинированностью, склонностью к пьянству и грабежам. Эмигрант. В Париже работал наездником в цирке. Вместе с Красновым предложил свои услуги нацистам, возглавлял Резерв казачьих войск – организацию, занимавшуюся вербовкой новобранцев на службу фюреру. После войны разделил судьбу Краснова.

15 кавалерийский корпус на самом деле назывался ХV кавалерийский корпус СС.

Официально существовал с февраля 1945 г. до конца войны. Формирование шло с конца августа 1944 г. согласно решениям, принятым на совещании у Г. Гиммлера: о передаче 1 казачьей дивизии фон Паннвица в состав войск СС и о развёртывании её в корпус. Однако разнообразные «казачьи» части начали создаваться в гитлеровской армии и карательных структурах ещё с октября 1941 г. из белоэмигрантов (командный состав) и добровольцев, зачастую это были уголовные элементы, не имевшие к Дону или Кубани никакого отношения. Идеологическим обоснованием служила одна из концепций немецкой «расовой науки», согласно которой казаки не являются славянами, поскольку происходят от германского племени готов. Казачьи части выполняли в основном полицейские и карательные функции, они оставили кровавый след в Белоруссии, Польше, Югославии, и не удивительно, что после капитуляции Германии их воспринимали не как пленных, а как наёмных убийц и военных преступников.

«Свидетельница: Мы ходили за водой к речке, потому что в колодцах лежали наши деревенские, порубанные. Судья: Кто их убил? Немцы? Свидетельница: Немцев мы как-то не видели. Эти по-русски говорили, которые саблями рубали. Судья: Во что они были одеты? Свидетельница: Помню, что в шароварах с красными полосами и папахах. Ездили верхом. У нас когда говорили, что едут казаки, то все разбегались кто куда…»
(Якубович П. Без памяти. // Советская Белоруссия, 5.02.2002 года)


Аргументы против сноса

Действия Гельмута фон Панвица во время II мировой войны трудно охарактеризовать как "сотрудничество с гитлеровской Германией", поскольку он был германским подданным. Как командующий 15-го казачьего кавалерийского корпуса был провозглашен чинами этого корпуса походным атаманом, в связи с чем его упоминание в контексте истории казачества уместно.

22 апреля 1996 г. Главной военной прокуратурой РФ было сформулировано заключение:

"Установлено, что генерал-лейтенант фон Панвиц в период Великой Отечественной войны являлся гражданином Германии, военнослужащим немецкой армии и выполнял свои воинские обязанности. Данных о том, что фон Панвиц или подчиненные ему части допускали зверства и насилия в отношении мирного советского населения и пленных красноармейцев, в деле не имеется. В связи с этим следует признать, что фон Панвиц по настоящему делу на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. осужден необоснованно.

В соответствии с п. "а" ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. фон-Панвиц Гельмута Вильгельмовича следует считать реабилитированным".

Другие упомянутые лица (Краснов, Шкуро, Дома-нов и др.) либо изначально имели подданство Российской Империи, либо были к началу II мировой войны гражданами СССР. Они, будучи руководителями военных и военно-политических структур, действительно сотрудничали с гитлеровской Германией, так же, как с ней сотрудничали многие иные структуры Европы и мира, например Политбюро ЦК ВКП(б). При этом сотрудничество с Германией для белоэмигрантов и активных антисоветчиков из числа граждан СССР не было самодостаточной целью, как, впрочем, и для ЦК ВКП(б).

Такое сотрудничество осуществлялось не для поддержки Германии, а для решения своих задач. Для Краснова, Шкуро и др. это ликвидация большевицкого режима на родине, который уже к 1941 г. обошелся народам России дороже, чем II мировая война, что делало постановку вопроса о необходимости ликвидации большевизма оправданной. К сожалению, конкретно-исторические обстоятельства не дали российским борцам с большевизмом иного попутчика, чем Вермахт. В этом драматизм ситуации, и к этому следует относиться с пониманием.

В СССР Краснова, Шкуро, Доманова и др. судили не как "военных преступников", а как "изменников родины" - по ряду пунктов ст. 58 УК РСФСР. В отношении белоэмигрантов, т.е. лиц никогда не бывших гражданами СССР и не принимавших присягу РККА, это выглядит и вовсе абсурдным. Кроме того, "следствие" и "суд" проводились в соответствии с традициями ленинско-сталинской карательной системы, т.е. не выдерживают критики с точки зрения международного права. Приговор, в частности, был заранее предопределен решением руководства ВКП(б).

В наше время Военная коллегия в реабилитации Краснова, Шкуро, Доманова и др. отказала. Но определение N СП-001/47 от 25 декабря 1997 г. вменяет в вину атаманам их участие в Белом движении, антисоветскую деятельность, написание антисоветских брошюр, но не "военные преступления".

15-й казачий кавалерийский корпус не был "карательным соединением", в конце войны, когда Гиммлер стремился перевести под свой контроль все, что только мог, корпус действительно был включен в состав войск СС, но это включение носило формальный характер и не привело даже к замене знаков отличия чинов корпуса. К тому же корпус не был добровольческим формированием. Его состав набрали по призыву из беженцев от сталинизма. А решением Нюрнбергского трибунала призывники ответственности за нахождение войсках СС не подлежали.

Какой вывод?

Аргументы "за" и "против" довольно внушительные, хотя и опровергают друг друга. Но вот, что ответила прокуратура:

Ваше обращение, поступившее из прокуратуры г. Москвы, рассмотрено.

Ранее межрайонной прокуратурой проводилась проверка правомерности установки мемориальных досок "Вождям Белого движения" и "Казачьим Белым атаманам" у Храма Всех Святых на Соколе Патриаршего Подворья во Всехсвятском, по результатам которой нарушений требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и принятии мер прокурорского реагирования не выявлено.

Одновременно сообщаю, что по информации комитета общественных связей г. Москвы при Правительстве Москвы и настоятеля храма протоиерея Василия Бабурина установление мемориальных досок производилось на территории Храма с согласия его руководства, мемориальные доски находятся под защитой Русской Православной Церкви.



Если честно, то я не могу ответить однозначно на вопрос о памятнике, даже самому себе. С одной стороны памятник находится на закрытой территории и собирает вокруг себя сторонников "белого движения". С другой стороны имена, выбитые на плите, довольно не однозначно характеризуются с исторической точки зрения.

Памятник стоит до сих пор. Что Вы думаете по этому поводу?


?

Log in

No account? Create an account