Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Духовенство, от белых пострадавшее
Машинка
tekstus
07.07.2010 06:49
Оригинал взят у shatsky в Духовенство, от белых пострадавшее

http://www.media-office.ru/?go=550446&pass=59d9ccd987e3c3407a8c60fce72a8649
Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской

В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян.

Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.

Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества
Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14


В базе данных "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" смерть о. Михаила описана так:

Свято-Тихоновский богословский институт
Жидяев Михаил
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]
Служение
Пермская губ., Кунгурский у., с.Кочувахино
священник
Год окончания 1918
Кончина
1918
расстрел
Место Пермская губ., Кунгурский у., с.Кочувахино
Расстрелян за околицей села


Села под названием Кочувахино в Кунгурском уезде не существует. Судя по тому, что Кочебахтино превратилось в Кочувахино, а Жедяев в Жидяева - информация в Базе Данных восходит к переводному источнику.

То, что нашёлся священник, который встал на сторону беднейших прихожан, вполне объяснимо. Церковный причт жил рядом с крестьянами, знал их проблемы, сочувствовал им и бывало, что пытался помочь: от сочинения и написания жалоб на помещика (Болотов А. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. 3. 1771-1795. – М.: Терра, 1993. – С. 201) и вплоть до участия в бунтах - Пушкин, работая в губернских архивах над «Историей Пугачева», пришел к выводу, что всё духовенство «доброжелательствовало» восставшим. В 1826 г. Николай I предписывал обер-прокурору обратить внимание на то, что во многих местах священники ободряли крестьян и руководили ими в неповиновении помещикам (Кондаков Ю. Государство и православная церковь в России. –СПб., 2003. - С. 264). Усмиритель крупнейшего крестьянского восстания 1861 года в Пензенской губернии ген. Дренякин рапортовал о «священнике с. Студенки Федоре Померанцеве, по показанию крестьян, один из главных виновников возмущения, и одном дьяконе, причастном к делу, которые по степени их должны понести заслуженное наказание. Священника Федора Померанцева, вдовца, мнением своим я положил отправить в пример прочим навсегда в Соловецкий монастырь. Кроме того, имею в виду еще 4 священников, неодобрительно себя ведших по случаю объявления Манифеста» (Там же. – С. 285).

Ещё два примера.

[Раскрыть]
Мемуары Романа Гуля о начале 1918 года:

http://www.bibliotekar.ru/belaya-armiya/3.htm
Три вооруженных казака ведут мимо обоза человек 20 заложников, вид у них оборванный, головы опущены.

«А, комиссары!» — кричит кто-то с подводы.

«Смотрите-ка, среди них поп!»— «Это не поп,— это дьякон, кажется, из Георге-Апинской. У него интересное дело. Он обвинил священника перед «товарищами» в контрреволюционности. Священника повесили, а его произвели в священники, и одновременно он комиссаром каким-то был. Когда наши взяли станицу, его повесить хотели, а потом почему-то с собой взяли...»


Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102).

Спасибо,
пользователю voencomuezd
выложившему некоторые ссылки по вопросу
http://shatsky.livejournal.com/13040.html?thread=50928#t50928


Правые социалисты и белый террор: Ижевск, 1918 год
* «Альтернативы», 2004 г., № 2
Чураков Д.О. - к.и.н., доц. МПГУ им. В.И. Ленина

Так же был схвачен и расстрелян проявлявший сочувствие к большевикам священник Дронин, многие другие.30

30. ЦГА УР. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 37. Л. 5-5 об


http://voencomuezd.livejournal.com/667.html
Я. Никулихин, питерский рабочий и красноармеец - книга «На фронте гражданской войны», Петроград, 1923 г. Единственный экземпляр находится в Ленинке:

На моей памяти было два случая, когда деникинцы расстреляли двух советски - настроенных попов.

Еще раз повторяю, таких было очень немного. В массе своей духовенство было на стороне белых, им отдавало свое влияние и свои силы и вместе с ним разделяло тяжкое поражение всего контрреволюционного фронта».


От белого террора страдали не только сторонники большевиков. Как приверженец независимости Кубани, был повешен член Кубанского правительства, священник Калабухов.

Воспоминания протопресвитера деникинской армии Г. Щавельского
http://www.pobeda.ru/content/view/4804
Трения между ген. Деникиным и казаками продолжались всё время, но особенно они обострились после повешения ген. Покровским в Екатеринодаре (кажется, в ноябре 1919 г.), Калабухова, члена Кубанского правительства по внутренним делам. Кстати: Калабухов — священник, не только не снявший сана, но и не запрещенный в священнослужении. Многие из пришлых и не подозревали этого, ибо Калабухов всегда ходил в черкеске, с кинжалом. Когда Калабухова повесили (это было ночью, около трех часов утра), Кубанский епархиальный Совет спохватился и, экстренно собравшись в тот же день, чуть ли не в шесть часов утра, вынес постановление: запретить Калабухова в священнослужении (уже повешенного).


Тема малоисследованная (поскольку, хотя и по разным причинам, не интересовала ни красных, ни белых). Очевидно, что от красных в Гражданскую войну духовенство пострадало значительно больше. По оценкам того времени:

http://www.archive.org/stream/maroonedinmoscow00harr/maroonedinmoscow00harr_djvu.txt
A number of priests had been arrested for counter-revolutionary activities and as far as he had been able to compile a list, which was difficult owing to poor facilities for communications, three hundred and twenty-two bishops and priests had been executed since the beginning of the Revolution.

Некоторое количество священников было арестовано за контрреволюционную деятельность и, насколько он смог составить список, что было трудно из-за скудных возможностей для коммуникаций, триста двадцать два епископа и священника были казнены с начала Революции.

(Из рассказа патриарха Тихона американской журналистке и писательнице Маргарет Харрисон в 1920 году)

http://www.dk1868.ru/history/melg3.htm
Проф. Sarolеa, поместивший серию статей о России в эдинбургской газете "Thе Scotsman" в очерке о терроре также касается статистики смерти (No. 7, ноябрь 1923 г.). Он подводит такие итоги большевицким убийствам: 28 епископов, 1219 священников


Оригинал: shatsky.livejournal.com



Комментарии

realizator71. Date: Июль, 7, 2010 10:48 (местное)

В Ижевске повтанцы убили местного священника, сочувствовавшего большевикам. А цифрам убиенных священников "со стороны" верить нельзя. Недавно встретил феерическое - в Воронеже вместе с местным епископом, повешенным на царских вратах, убили 140 иереев. Мало того, что байка о повешении на царских вратах, ни на чём не основано, так эти вруны хоть представляют себе, кто такой иерей, и что собрать 140 иереев вместе и убить - это невозможно.

[Раскрыть]
shatsky. Date: Июль, 7, 2010 17:51 (местное)

***В Ижевске повтанцы убили местного священника, сочувствовавшего большевикам.***

Спасибо, нашёл.
http://www.alternativy.ru/ru/alternativy/2004_02/pravye_socialisty_i_belyj_terror_izhevsk_1918_god


***собрать 140 иереев вместе и убить***

При желании, можно. В 1909 году в Воронежской епархии было "священников до 1200" (Полный православный богословский словарь. Т. 1. - Стб. 552)
То есть, требовалось поймать каждого девятого иерея (священника) епархии и привезти в Воронеж. Зачем, правда, непонятно. И дата в байке ошибочна.

Свято-Тихоновский богословский институт в 1996 году писал о воронежском епископе Тихоне Никанорове:
http://www.pstbi.ru/cgi-bin/db.exe/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcCid6qUtu0fc74fsuMhLpF=EX7HErslCH2mTcGZeu+hLp74Ta6kB0snAk+
Смерть
ГодС=1919
ДеньС=9
МесяцС=1
ОбстоятельстваСмерти
Повешен на царских вратах в церкви монастыря св.Митрофана.
Вместе с ним были замучены еще 160 иереев

В 1997 году та же версия была повторена в церковном издании.

Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви // прот. В. Цыпин. История русской церкви. – М., 1997. – С. 680
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Cerkov.jpg
«1918, 27 декабря. Свщм. Тихон Никаноров, архиеп. Воронежский и Задонский, и с ним 160 священномучеников иереев»

Но Тихон Никаноров никак не мог погибнуть в указанную дату, так как он дожил до вступления в Воронеж белогвардейцев осенью 1919.

http://www.rusidea.org/?a=25010906
Когда в октябре 1919 г. город был взят белыми частями армии Деникина, архиепископ служил панихиды по жертвам большевистского террора.

В современной версии православный Свято-Тихоновский богословский институт описывает его смерть так:

http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcCid6yisS9XfuiZfOXjTX2sBnRyV8Kfc5tjMXEiAnA*
1920
День 9
Месяц 1
умучен
Место Воронеж, Алексиево-Акатов монастырь
В 1920г. на третий день Рождества Христова было совершено страшное надругательство. Во время Литургии группа красноармейцев вошла через Царские врата в алтарь Благовещенского собора. Их главарь, закурив папиросу от семисвечника, сел на Престол и объявил решение "пролетариев": архиерей, как монархист и пособник белогвардейцев, должен быть ликвидирован. Тут же приговор был приведен в исполнение.

Уже никаких 160 иереев и дата более правдоподобна. Видимо, сначала церковь некритически переписала какую-то эмигрантскую байку (автор которой даже не знал даты смерти епископа и похоронил его на год раньше), но потом более-менее разобралась.

Тем не менее, общая цифра 1200 мне представляется правдоподобной потому, что она соответствует собранным мною данным за 1918 год - несколько сотен представителей духовенства.



<...>

voencomuezd. Date: Июль, 7, 2010 16:36 (местное)

Здравствуйте, Евгений. Ваш пост перепостил в ru_antireligion юзер imm_project. Вот здесь я оставил некоторую информацию по данному вопросу в комментах:
http://community.livejournal.com/ru_antireligion/4535684.html

imm_project сказал, что у вас много материала по этому вопросу. Разрешите узнать, это так?


[Раскрыть]
shatsky. Date: Июль, 7, 2010 17:59 (местное)

Я - автор заинтересовавшей Вас статьи на А-сайте "Репрессии против духовенства в 1918 году по документам". Кроме того, один из соавторов статьи

Мученики Русской православной статьи в XX веке: Факты и вымыслы // Новый безбожник: Журнал атеистического общества Москвы. - 2009. - № 9. - С. 7-34

К сожалению, другой соавтор против выкладывания второй статьи в интернет.

Некоторые материалы есть в моём журнале по тэгу "История РПЦ".



<...>

voencomuezd. Date: Август, 14, 2010 22:01 (местное)

Уважаемый Евгений, узнал кое-что, о чем, думаю, вам необходимо узнать.
В вашей статьей "Репрессии против духовенства в 1918 году" делается вывод, что митрополит Киевский Владимир был убит не красноагвардейцами, а простыми бандитами. Делается даже вывод (уж не знаю, вами ли или соавтором статьи), что "архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира".
Однако в одной из интернет-статей я нашел новую версию убийства митрополита, в которой невозможно сомневаться.

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2115&level1=main&level2=articles

В Центре документации новейшей истории Ростовской области были обнаружены воспоминания красногвардейца И.А. Кузьменко, оказавшегося не просто зрителем, но и участником (одним из троих, а не пятерых) расстрела митрополита Владимира. События 25 января 1918 г. в Киеве описываются им так.

Восстание рабочих было уже подавлено силами Рады, когда к городу подошли отряды Красной гвардии из разных городов Украины. Гайдамаки использовали Киево-Печерскую Лавру как тюрьму для уцелевших участников недавних боев, поэтому взятие монастыря было особенно важным. После трехдневных сражений Лавра была, наконец, взята. Один из простых монахов сообщил красногвардейцам, что у митрополита на чердаке спрятано оружие. В ходе обыска они действительно нашли там несколько японских винтовок. «Мы арестовали митрополита, – пишет Кузьменко, – и хотели вести к вам (т.е. к командиру 1-го Донецкого отряда Красной гвардии Д.П. Жлобе – О.М.), вывели его из монастыря, [а он] уперся как бык и не хотел идти, где и пришлось его расстрелять» [6]. Как видим, в архивном тексте присутствует причина и мотив действий красногвардейцев, приведших к кровавой развязке: арест в связи с обнаружением сокрытого оружия и неподчинение приказу.
6. ЦДНИ РО. Ф. 912. Оп. 1. Д. 6. Л. 220 об.

Боюсь, теперь вам придется подкорректировать кое-какие публикации этой статьи.


shatsky. Date: Август, 15, 2010 19:16 (местное)

***о чем, думаю, вам необходимо узнать.***

Безусловно, спасибо за ссылку!

Напишу на А-сайт, чтобы к статье была добавлена найденная Вами версия.


***Делается даже вывод (уж не знаю, вами ли или соавтором статьи), что "архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира".***

Это название статьи доц. И. В. Назарова, из которой приведена цитата.

"(доцент Киевского государственного университета И. Назаров. Архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира
http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/15278)"

Сам И. В. Назаров имеет в виду, что "В Киевском областном архиве удалось обнаружить «Дело о возбуждении следствия об убийстве митрополита Киевского и Галицкого Владимира»." - где в убийстве обвинялся крестьянин Т. Х. Нетребко, не воевавший на стороне красных. Кроме того, Назаров ссылается на «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира» - "собрание свидетельств очевидцев событий, связанных с убийством митрополита Владимира, по свежим следам записанное профессором, протоиереем Федором Титовым. Книга вышла уже при гетмане Скоропадском, высоко чтившем покойного". Согласен, что и то, и другое может быть поставлено под сомнение.


***участником (одним из троих, а не пятерых) расстрела митрополита Владимира***

Странно. Цифра пять, называется не только в "Венке", но и в Рапорте секретаря Киевской духовной консистории в канцелярию Св. Синода.

Есть ещё следственное дело весны 1918 г. по обвинению захватившего Киев Муравьева «в расправах, расстрелах, самодурстве, предоставлении армии права грабить города, села и пр.». В показаниях коменданта Лавры В. С. Сергеева была названа цифра четыре:

Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А.Муравйова: Документована історія. – Киев, 2001. - С. 175-176
"Убийство Киевского Митрополита Владимира.
Убийство было совершено не с политической точки зрения, а с уголовной, т.е. уголовными преступниками. Когда его убили, то меня наместник Лавры пригласил, где я уже застал убитого митрополита в церкви, где мною был выставлен караул. Наместник Лавры также пригласил ко мне двух иеромонахов, которые видели убийц митрополита. Я с них снял допрос, оказалось следующее по их рассказам. К ним явилось в келию четыре вооруженных человека, и спросили: "Где живет митрополит?" Они ответили: "Зачем вам?" Убийцы на них стали кричать: "Не разговаривай, раз тебя спрашивают - должен отвечать!" Тогда иеромонахи указали, где живет митрополит, и убийцы отправились в означенное место. А иеромонахи направились, в свою очередь, сообщить о происшедшем наместнику Лавры.
Пока иеромонахи дошли до наместника и говорили с ним, то убийцы уже сделали свое дело. Явившись к митрополиту, они направили на него
револьверы, ограбили на 400 рублей золотом и золотые часы, после чего вывели его на двор.
Но так как он был очень стар, слаб, то двое его взяли под руки и поволокли за собой, где и расстреляли, сняли с него сапоги. Это я уже снимал допрос у послушника, который прислуживал у митрополита.


Есть ещё показания командарма Р. И. Берзина:

Там же. - С. 159
"В это время было положено монахами, что из квартиры исчез Митрополит Владимир. Я спросил Муравйова и Егорова, издавалось ли распоряжение об аресте. Получив отрицательный ответ, я отдал распоряжение отыскать его
немедленно и освободить.
Комендант Лавры отправился с членом штаба и несколькими матросами, которые искали его, но не нашли. Когда было получено известие, что Митрополит убит, Муравйов отдал письменное распоряжение расследовать это дело."


Что касается свидетельства И. А. Кузьменко было бы интересно когда и по какому поводу он писал свои воспоминания, почему они адресованы Д.П. Жлобе.


voencomuezd. Date: Август, 15, 2010 22:12 (местное)

==Странно. Цифра пять, называется не только в "Венке", но и в Рапорте секретаря Киевской духовной консистории в канцелярию Св. Синода.==

Что ж, в очередной раз уверяюсь, что восстанавливать историю по документам, все равно что восстанавливать автокатастрофу по свидетельствам очевидцев.
Сдается мне, сильно привирает в показаниях секретарь. Или ошибается, путает. В любом случае сведения Кульмина - из первых рук.
Правда, неисключенно, что под "тремя" он имеет в виду лишь бойцов своего отряда, не упоминая про какого-нибудь прибившегося матроса, который якобы и убил митрополита.

==Что касается свидетельства И. А. Кузьменко было бы интересно когда и по какому поводу он писал свои воспоминания, почему они адресованы Д.П. Жлобе.==

Морозова тесно работает с упомянутым архивом. Боец написал эти воспоминания Жлобе по банальному поводу - бойцы крайне любили своего командира и переписывались с ним спустя долгие годы, часто упрашивая помочь в трудоустройстве, в поручательстве при получении звании красногвардейца и красного партизана, в просьбах о помощи и т.д. Очень часто они вспоминали боевые эпизоды из своей жизни, чтобы показать, насколько активно они участвовали в боях за советскую власть.
У О.Морозовой есть замечательная статья о самом Жлобе, составленная именно на материалах писем его бойцов из архива Центра документации Новейшей истории Ростовской области.
Находится здесь, крайне интересно. Видно, что бойцы в письмах иногда вспоминали даже вполне лирические случаи.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2258&level1=main&level2=articles
Например, такой.
«…Помнишь, как у х. Гавриловка машина молотила, ты стоял вместе со мной и шутил с молодыми девками, как ты стоял в коричневой фуражке, да кажется, и без подкладки, кожаная куртка цветом под шапку, вышитая рубашка, малороссийским пояском подпоясан был…»

==Есть ещё следственное дело весны 1918 г. по обвинению захватившего Киев Муравьева «в расправах, расстрелах, самодурстве, предоставлении армии права грабить города, села и пр.». ==

К слову, вы не знаете, применял ли Муравьев при обстреле Киева химические снаряды? Слухи об этом были сильно распространены в те годы, но пока твердых доказательств я не нашел.


shatsky. Date: Август, 16, 2010 11:59 (местное)

***К слову, вы не знаете, применял ли Муравьев при обстреле Киева химические снаряды? Слухи об этом были сильно распространены в те годы, но пока твердых доказательств я не нашел.***

В показаниях по делу Муравьёва часто говорится о бомбардировке Киева, но химические снаряды не упоминаются.

Эту ссылку, наверное, знаете.

http://newzz.in.ua/histori/1148829934-kak-zakaljalas-krasnaja-vlast-v-kieve....html
Позднее Муравьев хвастался своими подвигами: «Мы идем огнем и мечом устанавливать советскую власть. Я занял город, бил по дворцам и церквям... бил, никому не давая пощады! 28 января Дума ( Киева ) просила перемирия. В ответ я приказал душить их газами. Сотни генералов, а может и тысячи, были безжалостно убиты... Так мы мстили. Мы могли остановить гнев мести, однако мы не делали этого, потому что наш лозунг — быть беспощадными!»
Таким образом, Муравьев первым в Гражданской войне использовал отравляющие газы (причем сам в этом признался). По Примакову, газы помогли его армии захватить мосты через Днепр и преодолеть оборонительные укрепления украинских войск на днепровских кручах. Причем С.А.Пионтковский в своем капитальном труде "Гражданская война в России (1918—1921гг.)" (Хрестоматия. М., 1925) утвержадет, что снаряды с ОВ применялись с бронепоезда Полупанова (а там стояли 102мм морские орудия, к которым хим.снаряды с хлорпикрином реально существовали) и артиллерией Егорова. Как оно было в реальности, что именно за "газы" в январские морозы применялись, кем и как - видимо точно не станет известно никогда.


voencomuezd. Date: Август, 16, 2010 14:57 (местное)

Эту ссылку я не знаю, зато знаю другую, из которой все это сдернуто. А на той в качестве источника "цитаты Муравьева" упоминается белоэмигрантский источник. Насчет Примакова и Пионтковского не знаю. Надо будет проверить.

shatsky. Date: Август, 16, 2010 19:25 (местное)

***в качестве источника "цитаты Муравьева" упоминается белоэмигрантский источник.***

Да, не обратил внимания. Мельгунов в "Красном терроре" ссылается на

В. М. Маргулиес. Огненные годы: Материалы и документы по истории гражданской войны на юге России. - Берлин: Манфред, 1923. - С. 191

Вспоминается "Месс-Менд": Газеты печатали сенсационные признания белоэмигрантов о том, как их пытали неслыханными орудиями, неизвестными даже Средневековью. Какой-то беглый помещик из номера в номер помещал в "Чикаго-Сандэй" целый роман под названием "Тайна Чека" и признавался своим друзьям по выпивке, что ежели б не голубушка Чека - благослови ее, господи! - жрать ему было бы абсолютно нечего."

О способах бомбардировке Киева в следственном деле Муравьёва, в частности, говорится:

Показания Ю. М. Коцюбинского: "он приказал бомбардировать Киев зажигательными снарядами, но этого не сделали, ибо, с одной стороны, все считали, что это один из громких приказов Муравьёва, а, во-вторых, потому что я и Лапчинский запротестовали". (С. 207)

Показания поручика В. Я. Аросева, находившегося в Киевском военном госпитале: "в здании нашего госпиталя начали ложиться снаряды: на шрапнель и на удар" (С. 236)


voencomuezd. Date: Август, 16, 2010 20:21 (местное)

Да, я тоже читал "Месс-Менд". :)
За последние две цитаты большое спасибо. Учтем.


Источник: shatsky.livejournal.com



См. также:
- 15.01.2008 Ольга Морозова. Священники – жертвы Гражданской войны // www.relga.ru. screen

?

Log in

No account? Create an account