Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Репрессии против духовенства в 1918 году по документам
Машинка
tekstus

Авторство: Шацкий Е. | 22.10.2009 | Церковные разборки/История
 
Репрессии против духовенства в 1918 году по документам

Предисловие

Исследование, посвящённое истории начала антицерковных репрессий в советской России. Выводы исследования:

1. Ни один из документов 1917-1918 года не предписывал наказаний за религиозные взгляды или профессию священника. Церковные историки полагают, что указание о расстрелах священников появилось 1 мая 1919 года, но приводимый им документ отсутствует в архивах и имеет все признаки фальсификации.
2. Отсутствуют донесения исполнителей об арестах по признаку религиозной принадлежности и протоколы допросов, содержащие требования отречения от тех или иных религиозных взглядов.
3. Первоначально гонениями РПЦ называла отделение церкви от государства и нарушение, вследствие этого, имущественных интересов церкви. В январе Собор РПЦ призвал всех православных сопротивляться исполнению декрета.
4. Вероятно, с этим следует связать частое участие духовенства в антибольшевистских выступлениях с начала 1918 года.
5. В апреле-августе следуют репрессивные действия против отдельных представителей духовенства по обвинению в антиправительственной деятельности. Инициатива репрессий на этом этапе идёт от местных органов власти.
6. С сентября 1918 года, вместе с началом Красного террора, начались расстрелы представителей духовенства местными ЧК по обвинению в антибольшевистской агитации, участии в антибольшевистских восстаниях и поддержке белых.
7. В ноябре 1918 года появились первые приказы руководства ВЧК, направленные непосредственно против духовенства: Приказ председателя ЧК Чехословацкого фронта М. Лациса об «особом внимании к духовенству» и расстреле, несмотря на сан, каждого, кто «словом или делом» выступит против власти, и Постановление Президиума ВЧК о нераспространении амнистии на священников, арестованных за антибольшевистскую агитацию.
8. Причины конфликта Церкви и правительства в 1918 году имели политико-экономический характер.
9. В дальнейшем, часть жертв конфликта была признана РПЦ мучениками за веру по формальному признаку принадлежности к духовенству.

Репрессии против духовенства в 1918 году по документам

В 1992 году Архиерейский Собор РПЦ официально объявил следующее:

«Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: "Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него".

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" (Откр. 12, 11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.»
[1]

Сразу скажем, что первый священномученник был убит из-за денег.

Рапорт секретаря Киевской духовной консистории в канцелярию Св. Синода гласит: «25-го Января вечером зверски убит Киевский Митрополит ВЛАДИМИР. Преступники в солдатских шинелях несколько раз являлись к покойному якобы с целями обыска. В последний раз они явились в числе пяти человек в восьмом часу вечера. Взяв из несгораемой кассы принадлежавшие Владыке Митрополиту денежные документы, процентные бумаги и наличные деньги, преступники вывели Владыку в девятом часу вечера за стены Лавры и там злодейски его расстреляли» [2]. Произошло это, то ли до установления в Киеве власти большевиков [3], то ли без их участия [4]. Митрополит пал от рук обычных бандитов.

Но интереснее другое. Собор откровенно указал, почему для РПЦ так важен вопрос о мучениках. По христианскому учению, мученики, пострадавшие за дело Христа, свидетельствуют «о победе Христовой». Над абсурдностью подобной логики иронизировал ещё французский философ-просветитель Поль Гольбах: «МУЧЕНИКИ. Так называют упрямых святых, которые дают ввергать себя в темницы, бичевать, четвертовать и сжигать, чтобы доказать всему миру, что их духовенство не заблуждается. Каждая религия имеет своих мучеников; но истинные мученики - это те, которые приняли смерть за истинную религию; истинная же религия - это та, чье духовенство безусловно право». В 19 веке Гольбаху вторил его соотечественник публицист Лео Таксиль: «И все сонмы мучеников за идею христианства, погибших при Домициане, Траяне и прочих императорах, не доказывают в этом смысле ровно ничего, во всяком случае не больше, чем смерть тысяч мучеников под колесами колесницы Джаггернаута доказывает реальность существования Будды и его воплощений» [5]. Имелся в виду следующий пример религиозного изуверства. Джаггернаут (Джаганнатха) - безрукий и безногий идол индуистского бога Кришны, находящийся в храме города Пури. Раз в год во время многолюдных празднеств Джаггернаута (буквально: владыка мира) вывозят из храма на огромной колеснице. Богомольцы-фанатики иногда бросаются в экстазе под колесницу и гибнут, "раздавленные Джаггернаутом". Естественно, что меньше всего это свидетельствует о «победе Кришны».

Немало примеров мученичества во имя самых разных религий было и в русской истории. В 1553 году новгородский летописец рассказал об участи татар, взятых в плен под Казанью: «... месяца января в 1-вторник. давали дияки, по монастырям татар, которые сидели в тюрьме и захотели крестится; которые не захотели крестится, ино их метали в воду...» [6]. В 1654 году архидиакон Павел Алеппский записал рассказы о взятии православными войсками Смоленска, во время русско-польской войны: «Многие из ратников рассказывали нам об этом городе [Смоленске] и его покорении… По взятии города царь [Алексей Михайлович] нашел в нем много евреев, которые скрывали себя, переодевшись христианами, но московиты узнали их по неумению делать крестное знамение. По приказанию царя их всех собрали и потребовали, чтобы они крестились, если хотят спасти себе жизнь; кто уверовал и крестился, тот сохранил свою жизнь, а тех, кто не пожелал, приказано было посадить в деревянные дома, и всех их сожгли». [7] Как видим, чтобы быть логически последовательными православным пришлось бы признать «победу» ислама и иудаизма. Другое дело, что им не хотелось бы признавать подобное, но здесь дело уже не в логике.

Итак, для православных признание мученичества за веру принципиально важно, ибо свидетельствует об истинности их религии. Для атеистов не имеет значения, за какую религию погиб верующий в неё, – человека жаль, но его смерть ничего не доказывает. В погоне за количеством мучеников, РПЦ, бывает, что и искажает реальную историю нашей страны, а это вызывает возражения у любого желающего знать правду, а не идеологические или религиозные мифы. Пример из 18 века. РПЦ причислила к лику священномучеников миссионера Ювеналия. В разделе «Житие» Православного календаря [8] о кончине Ювеналия сообщается следующее: «В 1796 году география поездок миссионеров стала расширяться, захватывая не только острова, но и Аляскинский материк, куда и направился иеромонах Ювеналий и где был зверски убит племенем юпиков, вероятно, потому что они боялись незнакомцев. Это произошло около озера Илиамна. Когда шаман, или колдун этого племени, после убийства священномученика Ювеналия надел на себя его крест, он уже не мог совершить языческого обряда. Тогда он сказал своему племени, что в будущем следует с уважением относиться и прислушиваться к тем, кто носит такой знак, т.е. крест. Впоследствии это племя стало глубоко верующими православными христианами. В 1980 году о. Ювеналий был прославлен в лике священномучеников. [Архивариус Православной Церкви в Америке] Либеровский А. П. "Православная Церковь в Америке: святые и соборы» Понятно, что даже если бы приведённый рассказ был правдой, он свидетельствовал бы не о мученичестве за Христа, а только о ксенофобии жителей Аляски. Но, к несчастью для РПЦ, о смерти святого Ювеналия сохранилось не только церковное предание, но и исторический документ. Современник, представитель Российско-американской компании Николай Петрович Резанов (прообраз героя оперы "Юнона и Авось") послал следующее донесение директорам Российско-американской компании: «На полуострове Аляске завелся было на острове Илямне, что названо озером Шелихова, торг с горными народами великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного» [9]. Как видим, православные историки не сочли нужным уведомить своих читателей, что так называемый «мученик» был убит за попытку крестить язычников побоями. Очевидно, чтобы различать людей, действительно, пострадавших за свои убеждения от таких моральных уродов (согласимся с характеристикой документа), как преподобный Ювеналий, следует проверять христианские предания - документами. Именно этим, мы и предлагаем читателям заняться вместе с нами в отношении православных мучеников 20 века. Вследствие обширности темы, в данной статье мы ограничимся началом того, что РПЦ называет гонениями – 1918 годом.

Прежде всего, подумаем, какие же документы остаются от гонения за веру. Классический образец российских гонений – преследования старообрядцев в 17 веке. Прежде всего, старообрядчество было признано преступлением, подлежащим светскому суду. Решения церковных Соборов 1666-1667 гг.: «Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословить и противиться нам, и мы такового противника данной нам властью… проклятию и анафеме предаем, как еретика», «мы таковых накажем духовно: аще же и духовное наказание наше начнут презирать, и мы таковым приложим и телесные озлобления». «Аще еретики и раскольники, подобает ли наказатися градским законом, или токмо церковным наказанием? Ответ: Ей подобает их наказати и градским казнением» [10]. В 1675 году появился специальный царский указ о сожжении упорствующих старообрядцев: «Раскольников, которые восточной апостольской церкви не повинуютца, говорить многажды, чтобы они от того расколства престали и покаяние принесли и на истину обратились. И буде которые росколники не покорятца и в познание не придут, и тех раскольников сжечь» [11]. Донесения следователей о старообрядцах выглядели следующим образом: «преосвященный Иона епископ им говорил, чтоб они на истину обратились, святой восточной соборной церкви повинились. И те де церковные раскольники, Симанко с товарыщи, 5 человек, не покорились и в сознание не пришли. И тех де церковных раскольников они по указу великого государя сожгли» [12]. Типичный протокол допроса старообрядки: «И она Маврутка пытана, а на пытке в три стряски двадцать пять ударов дано, а о пытке она говорила те ж свои прежние речи тремя де первыми персты во образ святые Троицы креститися и в церковь божию и к отцам духовным ходить исповедываться не будет» [13]. Итак, от гонений остаются указы, объявляющие преступлением те или иные религиозные взгляды, донесения исполнителей и протоколы допросов, содержащие требования отречения от преступных религиозных взглядов. Для проверки, приведу пример из 19 века.

Настоятель Соловецкого монастыря доносил о заключенном «жидовствующем» еретике П. Воронине в 1853 году: «Увещеваний не принимает, объявил себя, что он еврейской веры был и будет… По безнадежности к раскаянию должен быть заключен навсегда» [14]. Не вызывает сомнений, что Воронин сидел в монастырской тюрьме за упорство в своей вере и был истинным мучеником «жидовствующей ереси», что, впрочем, не свидетельствует о её истинности.

Теперь поищем в 1917-18 годах соответствующие законы о православном духовенстве. Прежде всего, обратимся к трудам историков православной ориентации. Подобный закон ими опубликован. В 1999 году в журнале «Чудеса и приключения» появилась статья журналиста Г. А. Назарова «Какое-то безумие тлело в нём…», посвященная В. И. Ленину. В числе прочего, журналист сообщил о своей недавней находке:

«он подписал чудовищный, до сих пор скрываемый от народа документ, который мне удалось обнаружить в архиве:
«1 мая 1919 г
Строго секретно
Председателю В.Ч.К. № 13666/2 тов. Дзержинскому Ф. Э.
УКАЗАНИЕ
В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. нар. комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.

Председатель В.Ц.И.К. Калинин
Председатель Сов. нар. Комиссаров
Ульянов (Ленин)”
[15].

Тот же журналист опубликовал в журнале «Русский вестник» и другой документ, как казалось, подтвердивший подлинность первого:

«Выписка из протокола № 88 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939г.
"- По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:
2.Указание тов. Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919г. за №13666-2 "О борьбе с попами и религией", адресованное председателю ВЧК т. Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся служителей РПЦ и православноверующих, - отменить...
Секретарь ЦК И. Сталин»
[16].

Находки вызвали большой интерес у историков, специализирующихся на взаимоотношениях Церкви и государства в СССР. В том же году её перепечатал кандидат исторических наук В. А. Алексеев в брошюре «Тернистый путь к живому диалогу: Из истории церковно-государственных отношений в 30–50-е гг. ХХ столетия». Затем на них ссылались д. ист. н. Н. И. Нарочницкая в книге «Россия и русские в мировой истории» (М., 2001), д. ист. н. А.И. Вдовин (книга «Русские в ХХ веке». М., 2004), С. И. Васильцов (статья «ХХ съезд и русский вопрос в России»), Ю. А. Катунин (статья «Изменение политики партии и государства в отношении Православной Церкви в 1939 г.» и докторская диссертация с соответствующей главой на эту тему). Часть перечисленных авторов авторитетна в церковных кругах. В. А. Алексеев - президент Международного Фонда единства православных народов, награждён церковным орденом Сергия Радонежского. Н. И. Нарочницкая награждена церковным орденом княгини Ольги. Очевидно, что находка пришлась Церкви ко двору.

Между тем, это очень странно по простой причине – при стандартной проверке документы оказались подделкой (И. КУРЛЯНДСКИЙ, старший научный сотрудник ИРИ РАН, кандидат исторических наук Протоколы церковных мудрецов: К истории мнимого поворота Сталина к религии и Православной Церкви в 1930-е годы [17]).

Основные доказательства подделки.

1. Старший научный сотрудник института Российской истории РАН И. Курляндский обратился в архивы. В Российском государственном архиве социально-политической истории хранится полный фонд документов Ленина. Многие десятилетия он целенаправленно формировался советским государством, в него включались тотально все ленинские документы. По свидетельству директора РГАСПИ К.М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» в РГАСПИ отсутствует (как и все остальные «Указания»). Все документы Ленина в РГАСПИ каталогизированы строго по датам. Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных – это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов. Отсутствует «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК. Отрицательный отзыв о наличии этого «документа» дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ. Итак, «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» отсутствует во всех профильных по этой тематике государственных и ведомственных архивах России. Равным образом не существовало никакого секретного «решения ВЦИК и СНК» 1917–1919 гг. о необходимости «как можно быстрее покончить с попами и религией», во исполнение которого «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» будто бы было выпущено. Не существует никаких «инструкций ВЧК–ОГПУ–НКВД» со ссылками на это «указание», нет никаких документов о его исполнении.
Все протоколы Политбюро ЦК РКП (б) – ВКП (б) за 1919–1952 гг. (и подлинные, и копии) хранятся в РГАСПИ (ф.17, оп.3, 163) и теперь доступны для исследователей. Рассекречены и материалы Особых папок к заседаниям Политбюро за все эти годы (ф.17, оп.162), куда откладывались постановления Политбюро по разным секретным вопросам. За 11 ноября 1939 г. решения Политбюро действительно были. Однако церковных вопросов они не касались (РГАСПИ.Ф. 17. Оп.3.Д.1016.) В этот день под грифом «Особой папки» рассматривался вопрос «об увеличении численности и материальном обеспечении конвойных войск НКВД», «о пересмотре караульной службы» и вопрос Комиссии обороны (РГАСПИ Ф.17.Оп.162.Д.26.Л.107, 108.).


2. № 13 666 - состоит из двух «дьявольских» цифр, воистину сверхъестественное совпадение для антицерковного документа. «Сатанинский» номер свидетельствует об озабоченности автора документа мистицизмом, проще говоря, его составил человек верующий. Если принять № 13666 на "указании" от 1 мая 1919 года всерьез, следовательно, за четыре первых месяца 1919 года появилось 13 с половиной тысяч "указаний". С учетом времени на сон, еду и отдых - Ленин должен был неутомимо подписывать по одному "указанию" каждые пять-десять минут.

3. Выдумав фиктивный номер, фальсификатору пришлось выдумать и фиктивное название документа - "Указание". В практике партийно-государственного делопроизводства вообще никогда не существовало документов с названием «Указание». В частности, ВЦИК и Совнарком не издали ни одного документа с таким названием за все время своей деятельности. Существовали только постановления и декреты за подписями глав этих органов. Ленин не подписал за всю свою партийно-государственную деятельность ни одного документа, который носил бы название «Указание» в чем легко убедиться по его Полному собранию сочинений, «Биографической хронике», сборникам «Декреты советской власти».

4. В партийно-государственных документах Ленин никогда не назывался «товарищем Ульяновым (Лениным)». Принятые формы упоминания только «товарищ Ленин», «В.И. Ленин».

Как видим, не требовалось ничего необыкновенного для проверки подлинности документов, – только элементарная делопроизводственная экспертиза. Почему же ряд профессиональных историков не совершили этих простых действий? Наш ответ дан в начале статьи. Историки оказались не просто историками, но и православными верующими. Решением Собора их Церкви, было признано, что в России были гонения за веру. От православных историков потребовалось отыскать соответствующие документы. Мудрая народная пословица гласит: «На безрыбье и рак рыба». Из поспешности, с которой православные историки поспешили объявить «рака» - «рыбой», т. е. грубую подделку – подлинным «указанием», следует, что подлинного документа аналогичного содержания им обнаружить не удалось. Несмотря на наличие возможностей и желания для подобного поиска. Следовательно, правительственного указа считать священнослужителей преступниками не существовало.

<...>

Примечания

1. http://www.mospat.ru/index.php?mid=531 Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941 гг. Документы и фотоматериалы. - М., 1996. - С. 35

2. http://www.apocalyptism.ru/1918jan-febr.htm Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – С. 35

3. «26 января 1918 г. войска М. Муравьева заняли Киев» (д. ист. н., проф. В. Шевченко. На страже завоеванной свободы // День. – 2008. - №9. - 19 января http://www.day.kiev.ua/194923/). А. Деникин. Очерки русской смуты: «когда 26-го января к Киеву подошла незначительная советская банда Муравьева, город немедленно перешел в ее руки» http://www.whiteforce.newmail.ru/denoch2.htm. Из письма командира бельгийского броневого автодивизиона (БАД) начальнику бельгийской военной миссии в России: «Украинцы не выполнили своих угроз. В ночь с 7 на 8 февраля они оставили Киев. Большевистские войска вошли в город 8 февраля», по старому стилю, 26 января. (С. С. Попова. Военные злоключения бельгийцев в России // ВИЖ. – 1996. - № 2 http://www.ostfront.ru/Text/Belgi.html).
«Когда красные взяли Киев, в лавре расположился военный отряд. Во время богослужения вооруженные люди в шапках, с папиросами в зубах врывались в храмы, устраивали обыски, издевались над монахами. Растерявшиеся монахи, соблазненные интригами архиепископа Алексия, стали жаловаться красногвардейцам на то, что митрополит Владимир не разрешает им устраивать комитеты и советы, а они хотят, чтобы в монастыре было все, как у красных. 25 января красноармейцы учинили обыск в покоях митрополита, а вечером вломились пятеро бандитов. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни митрополита вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль, отвезли на полверсты от лаврских ворот и расстреляли. Прах убитого священномученика обнаружили поутру, владыка лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста» (В. Цыпин. История русской церкви. – М., 1997. – С. 51).

«Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира» — это собрание свидетельств очевидцев событий, связанных с убийством митрополита Владимира, по свежим следам записанное профессором, протоиереем Федором Титовым. Книга вышла уже при гетмане Скоропадском, высоко чтившем покойного. Она и определила направление поиска. Как бы ни относились большевики к митрополиту, их причастность к убийству как раз и отрицают архивные документы. Ни при УНР, ни при Украинской Державе Скоропадского – никому убийство митрополита списать на большевиков даже в голову не приходило. В воспоминаниях отца Василия Зеньковского – министра вероисповеданий в правительстве гетмана – также ничего о красных. 18 июля 1918 года «Киевская мысль» (№125) сообщает, что «в связи с убийством митрополита Владимира предаются суду члены Украинской церковной рады Маричев, Филиппенко, Липеровский». В Киевском областном архиве удалось обнаружить «Дело о возбуждении следствия об убийстве митрополита Киевского и Галицкого Владимира». Убивали, разумеется, не они. На протяжении нескольких месяцев – пока красные не ликвидировали саму следственную систему, доставшуюся украинским правительствам от царской России – главный следователь по важным делам Киевского окружного суда Н.И.Лучицкий пытается определить круг лиц, причастных к убийству. В ноябре 1918 г. арестован первый подозреваемый: «крестьянин с. Ладино, Прилукского уезда Трофим Харитонов Нетребко привлечен к следствию в качестве обвиняемого в убийстве Митрополита Киевского и Галицкого Владимира по признакам 13 и 3 п. 1453 ст. ул. нак. – основание для привлечения означенного Нетребко в качестве обвиняемого послужил ряд добытых следственным путем косвенных улик, о котором мною было подробно изложено в предыдущем донесении, и которые привели следственную власть к в выводу, что беседовавший с монахами непосредственно перед уводом митрополита на расстрел один из убийц и Трофим Харитонов Нетребко одно и то же лицо... (хотя сам обвиняемый свою причастность к убийству отрицал. – Авт.). В 1916 году Нетребко поступил на военную службу... и был зачислен в крепостную артиллерию в г. Севастополь, где пробыл до 16 декабря 1917 г., когда получил трехнедельный отпуск и приехал на побывку на родину в с. Ладино; здесь его родственник Макарий Нетребко уговорил его не возвращаться в Севастополь, а ехать в Киев и поступить в Сердюкский «гарматный» горный дивизион; в этой воинской части Трофим Нетребко, по его словам, пробыл с 13 по 15 приблизительно января сего года, когда полк был демобилизован; с 16 января он поселился на квартире своей тетки Василисы Троянчук, проживавшей в Киеве, и в виду бомбардировки безотлучно был у Троянчук до 26 января, когда вышел из дому и был арестован большевиками... за предъявленное им красное «посвідчення». Упомянутая в деле «беседа» убийц с монахами подробно описана в «Венке». 25 января, ввалившись в лаврскую трапезную, пятеро солдат («командир которых был одетый в кожаную тужурку и был тогда в матросской фуражке») всячески оскорбляли братию и хвалились, что должны совершить что-то небывалое. Последними их словами были «пойдем к митрополиту на чай». Последующие события описаны в «Венке» так: пятеро вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. Когда владыку привели к месту расстрела, он спросил: «что, вы здесь меня хотите расстрелять?». «А что же, церемониться с тобой?», -- был ответ. Тогда митрополит попросил дать ему возможность помолиться. Кто-то из группы сказал: «Но только поскорее»! Митрополит поднял руки к небу и произнес: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и попросил Господа простить их. Но не успел опустить рук, как прозвучали четыре выстрела. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего произвели несколько выстрелов («Акт освидетельствования тела высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года, произведенный 26 января того же года» обнаруживает раны от разрывных пуль и уколов холодным оружием). Спустя полминуты после звука стрельбы, в Лавру вбежали 12-15 красноармейцев, посланных комендантом Лавры. Помощник коменданта, возглавлявший отряд воскликнул: «Батюшки! Провели митрополита»? Монахи ответили: «провели за ворота». Отряд выбежал за ворота и через 15-20 минут бесполезных поисков митрополита и уведших его, вернулся. «А не было тут матроса, который, говорят, игрался здесь деньгами?» — допрашивал помощник коменданта монаха-трапезника Иринея, накануне кормившего убийц. «Был». «Если бы я его здесь застал, я бы его на месте уложил», — заявил красноармеец.» (доцент Киевского государственного университета И. Назаров. Архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира
http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/15278)


5. П. Гольбах. Карманное богословие. – М., 1959. – С. 114; Л. Таксиль. Забавное евангелие. – М., 1977. - С. 434

6. Новгородские летописи. - Спб., 1879. - С. 84, 87

7. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. - М., 2005. – С. 243, 244

8. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6945.htm

9. http://america-xix.org.ru/library/rezanov-letters/4.html

10. ЧОИДР. – 1847. - № 4. – С. 75-77

11. Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 81

12. Там же. – С. 80

13. Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 93

14. М. Кольчин. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI- XIX веках. Исторический очерк с предисловием А. С. Пругавина. – М. 1908. – Приложение

15. Чудеса и приключения. – 1999. - № 6

16. Русский Вестник. – 1999. - № 51-52

17. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=7705&issue=209

<...>

Источник: www.ateism.ru screen

?

Log in

No account? Create an account