Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
За что убили митрополита Владимира
Машинка
tekstus
logo-Еженедельник 2000
07.02.2013
За что убили митрополита Владимира
Евгений КАБАНЕЦ, ведущий научный сотрудник отдела истории лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, siagr@ukr.net

07.02.2013. За что убили митрополита Владимира
Праведная кончина священномученика Владимира


...Морозным утром 26 января 1918 г. (даты даются по старому стилю) по Киеву молниеносно пронеслась весть, что накануне вечером в Печерскую лавру ворвались пьяные матросы из деморализованного большевистского войска главкома Муравьева и после непродолжительного допроса и издевательств убили киевского митрополита Владимира (Богоявленского).

Так был открыт трагический мартиролог православного епископата на землях бывшей Российской империи. Мученическая смерть преосвященного Владимира до сих пор окутана пеленой домыслов и догадок. Автор же предлагает читателю собственную версию...

Киевские события разворачивались на фоне небывалого всплеска национально-религиозных и социально-политических конфликтов, усугубленных последствиями октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 г. был созван Всеукраинский Церковный собор, на котором в атмосфере бескомпромиссных споров и противостояния поставлен вопрос об автокефалии Православной церкви в Украине. А между тем на Киев с 8-тысячным войском наступал главнокомандующий Южным фронтом Михаил Муравьев.

23—24 января «вторая муравьевская армия» под командованием поручика Рейнгольда Берзина захватила Печерск. Лавра оказалась в осаде. Поздно вечером в дом наместника в Верхнем монастыре ворвались четверо вооруженных солдат с сестрой милосердия, вытребовали от монахов ужин, а затем тщательно обыскали дом. Позже стало известно, что нападавшие перед этим ограбили благочинного и лаврское казначейство, не побрезговав обесцененными кредитными билетами и бонами на мизерную сумму.

На следующий день дерзкие обыски и грабежи братии продолжались, но никто из нескольких сотен насельников монастыря не осмелился оказать сопротивление. Под вечер группа злоумышленников, возглавляемая «матросом» (очевидцы называли его так потому, что на нем была бескозырка), забрала обреченного архиерея из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (ныне Лаврской) улицы.

Дело сразу приобрело такой неслыханный резонанс, что сам Муравьев был вынужден отмежеваться от этого преступления, поставить в лавре дополнительную охрану и дать разрешение на достойные похороны митрополита. Символично, что на киевские события сразу откликнулась большевистская пресса: в «Известиях» от 7 февраля 1918 г. появилось сообщение о трагической гибели митрополита Владимира Киевского «от рук неизвестных лиц».

07.02.2013. За что убили митрополита Владимира
Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский


В скором времени лаврскими монахами было проведено расследование, которое, впрочем, не отличалось объективностью и стремлением установить истину. В специальной брошюре, освещавшей результаты дознания, допущены многочисленные искажения и преувеличения. В частности, упор делался на самом факте неслыханных «большевистских гонений», перед которыми «бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся дикими монголами во время разорения Киева и Лавры в 1240 г.».

На самом деле, кроме погибшего митрополита, во время артиллерийского обстрела Киева пострадал лишь один монах, который был случайно ранен в ногу еще 21 января. Никто не посмел тронуть и величайшие ценности лавры в ризнице Успенского собора и прочих храмов.

Имели место лишь эксцессы с грабежом личного имущества монахов, остающиеся всецело на совести мародеров. Таким же преувеличением оказалось и заявление, что убиенному митрополиту было нанесено «свыше 20 колотых и свыше 30 огнестрельных ран» «озверевшими сатанистами-изуверами», что вроде бы говорило о ритуальном характере преступления. Между тем «Акт осмотра тела высокопреосвященного митрополита Киевского Владимира» указывал на то, что пулевых ранений было 6. Многие подробности трагедии оказались плодом обычного вымысла или слухов.

В апартаментах — как в осажденной крепости

Независимое расследование случившегося было предпринято вскоре после ухода большевиков несколькими следственными комиссиями: Киевского окружного суда, Всероссийского поместного собора в Москве и Всеукраинского собора, возобновившего работу летом и осенью 1918 г. во времена Гетманата. Почти сразу же выяснилось, что вокруг трагедии велась какая-то недостойная закулисная игра. Уже непосредственные ее свидетели — лаврские монахи — оказались недостаточно искренними в признаниях, скрывая, а то и откровенно фальсифицируя обстоятельства, которые могли представить их в не очень выгодном свете.

Дело в том, что еще весной 1917 г. в Печерской лавре началось сильное брожение среди братии против монастырского руководства, вызванное преимущественно материальным неравенством иноков. В монастыре проходили митинги, на которых раздавались протесты против самовластия и деспотизма митрополита Владимира и требования демократизации церковного управления.

Монашеская «голытьба», раззадоренная демократическими веяниями, даже избрала себе нового наместника, архимандрита Климента (Жератиенко). Вместе с тем национально-религиозные разногласия не играли ключевой роли в умонастроениях братии, поскольку для подавляющего большинства насельников монастыря требования автокефалии не шли дальше представлений об экономической самостоятельности и самоуправлении, а национальное сознание у них почти отсутствовало.

Поэтому утверждения, что преосвященного Владимира «выдали» палачам лаврские послушники, якобы разагитированные автокефалистами, едва ли соответствует действительности. Ключевую роль в разжигании нетерпимой атмосферы в Печерском монастыре сыграл безудержный «церковный большевизм», бурно расцветший на почве вседозволенности и хаоса, захлестнувших страну с первых месяцев революции. Архиепископ Евлогий (Георгиевский) свидетельствует, что преосвященный Владимир чувствовал себя в собственных апартаментах как в осажденной крепости. Его моральный авторитет архиерея и благоговение к нему пали настолько низко, что среди лаврских насельников просто не нашлось тех, кто искренне стремился защитить его достоинство и жизнь.

07.02.2013. За что убили митрополита Владимира.
Общая панорама Киево-Печерской лавры


Все ссылки на панический страх и ступор, охвативший свидетелей трагедии, среди которых оказались личные келейники, прислужники, секретарь архиерея и даже несколько высокопоставленных священнослужителей, в т. ч. епископ Федор (Лебедев), епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии, и прежний наместник архимандрит Амвросий, обесцениваются одним-единственным свидетельством.

Сохранилось воспоминание, что солдаты вели митрополита мимо Успенского собора ...на глазах большой группы монахов и паломников, которые как раз вышли наружу во время чтения кафизмы. Причем реакция братии оказалась на удивление равнодушной: «все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно», и на призыв какой-то богомолки заявили, что это не их и не ее дело.

Более того, после гибели архиерея произошел дичайший случай мародерства со стороны его келейника Филиппа Рыбкина, который украл некоторые личные вещи митрополита и пытался продать их.

В атмосфере вседозволенности и общего ожесточения ни простые насельники лавры, ни ее посетители даже не пытались обеспечить безопасность предстоятеля церкви, и трагическая развязка была лишь делом времени и стечения фатальных обстоятельств. Хаос и стихия, охватившие Киев в конце января в 1918 г., создали благоприятные условия для активизации криминального элемента. Существует достаточно доказательств, что преступление имело уголовный характер и грабители вымогали исключительно денег, что позволяет полностью отбросить политическую версию случившегося.

Монах Федор, исполнявший в митрополичьих покоях послушание швейцара, подслушал в тот фатальный вечер обрывки разговора между владыкой и солдатами, где речь шла о деньгах. По свидетельству «очевидцев», «все ценное (было) ограблено, в том числе и деньги, но сколько именно (забрано), неизвестно», а в комнатах господствовал «полный хаос». Преступники очень спешили, опасаясь, что их разоблачат и схватят. Разбойное нападение заняло не больше 20—25 минут и было рассчитано исключительно на решительный, неожиданный натиск.

Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки (122 996 руб. и 278 419 руб. процентными бумагами) хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Эта неудача очень обозлила грабителей. Сначала они просто запугивали митрополита, но позже, когда поняли, что их план провалился, прибегли к крайним мерам, которые принято называть «эксцессом исполнителей».

Выставленная в лавре наемная охрана («специальная милиция», набранная по распоряжению архимандрита Климента из остатков казацкой сотни так называемого I Украинского запасного полка и пополнявшаяся позже всяким сбродом) не проявила должного усердия, демонстрируя двурушничество по отношению к монастырю, чем фактически содействовала преступлению.

Нахальное, панибратское поведение «матроса», возглавлявшего банду грабителей, показывает, что он неоднократно бывал в лавре, оценивая ситуацию, и лишь воспользовался появлением в Киеве «муравьевцев» как удобным поводом для нападения.

«Свободные анархисты»

Характерно, что даже лаврский юрист профессор И. Н. Никодимов писал: «Я отвергаю вариант, квалифицирующий это убийство как расстрел контрреволюционера по официальному приказу большевистских властей. Но идеологическое «оправдание» убийства митрополита Владимира давалось коммунистической программой, объявлявшей своей задачей беспощадную борьбу с духовенством как с реакционной частью населения».

07.02.2013. За что убили митрополита Владимира
М. А. Муравьев в форме подполковника царской армии. 1916 г.


Между тем фигура М. А. Муравьева сильно демонизирована в историографии еще с советских времен, что было связано исключительно с «политическим двурушничеством» последнего (отходом от большевистских позиций и поднятием эсеровского мятежа в Самаре осенью 1918 г.). Нисколько не пытаясь оправдывать этого человека, считаем, что ни он сам, ни его подчиненные не были причастны к кровавому инциденту в лавре. Известны очень жесткие высказывания главкома о моральном состоянии своих войск и неминуемом в военных условиях тыловом разложении.

Однако здесь стоит привести свидетельство, проясняющее общую обстановку, сложившуюся на Печерске: «В занятых нами участках наблюдались грабежи. В Лавре, где был штаб нашей армии (на Гостином дворе. — Авт.), сторожевые посты приводили круглые сутки лиц, задержанных с награбленным. Эти лица не принадлежали к войсковым частям...» По свидетельству Берзина, об «аресте» и казни митрополита Владимира большевистскому командованию стало известно лишь на следующий день. По утверждению того же Берзина, Муравьев, узнав об убийстве, не собирался прикрывать это дело, а, напротив, отдал письменное распоряжение расследовать его.

07.02.2013. За что убили митрополита Владимира
Командарм Рейнгольд Берзин


Официальное расследование, предпринятое после ухода большевистских войск, было фактически пущено на самотек, а затем и вовсе свернуто. Между тем Особому отделу при штабе гетмана Скоропадского, действовавшему в тесном сотрудничестве с департаментом полиции (Державною вартою) и Министерством внутренних дел гетманского уряда, удалось добиться успеха в выяснении подлинных обстоятельств трагедии. Согласно полученному этим отделом агентурному донесению, датированному поздней осенью в 1918 г., «убийство Киевского Митрополита Владимира совершено было в январе месяце чинами Киевской ассоциации «свободных анархистов», во главе (которых) стояла гражданская жена «Арсентьева», служившая еще месяц тому назад в Городской Продовольственной управе... Личность будет выяснена».

Здесь стоит вспомнить о женщине, которая в канун убийства принимала участие в обыске дома наместника. По всей видимости, она исполняла роль наводчицы, имея доступ к фискальным документам, в которых содержались сведения о текущих финансовых делах лавры и ее денежных активах.

Разбой под видом идейной борьбы

07.02.2013. За что убили митрополита Владимира
Гетман П. П. Скоропадский


П. Скоропадскому не хватило времени привлечь злоумышленников к ответственности. В агентурном донесении за ноября в 1918 г. сказано: «Деятельность группы анархистов на Украине как целой объединенной организации, имеющей определенно структурированный центр, пока не проявляется и до сего времени были лишь отдельные небольшие выступления группы, имевшие место в г. Одесса, где эта группа частично уже и ликвидирована... Агентуры по группе анархистов в Киеве пока не имеется».

Тем же временем датировано оперативно-разыскное донесение, сделанное впопыхах на обычном блокнотном листе: «Из Москвы приехали в Киев лидеры киевских анархистов Дрикер и Барон. Организуется сызнова «Киевская Ассоциация Свободных Анархист(ов)». Секретариат Ассоциации уже сформирован. Секретарем назначена анарх(о)-комун.(истка) Арсентьева (псевдоним).

Боевой группой «Ассоциации» предполагается совершение ряда террористических актов. В частности, заготовлены необходимые средства для взрыва дворца гетмана, причем будет уничтожена большая часть Липок. Из записки следует, что под видом идейной борьбы готовился обычный разбой: после взрыва планировалось разграбление самого богатого аристократического района Киева.

Информацию о пресловутой «Ассоциации свободных анархистов», по всей видимости, следует искать в оперативно-чекистских картотеках участников общественно-политических организаций и партий, существовавших на территории царской России и СССР. Из материалов Киевского и Одесского охранных отделений, в частности, выяснилось, что под кличкой Барон скрывался Э. Э. Эссен, известный департаменту полиции с 1903 г. Время от времени он пользовался прозвищем Зверь. Известно, что этот человек скончался в возрасте 84 лет в 1956 г.

Сам Скоропадский в воспоминаниях дал такую характеристику этим нелюдям, потерявшим человеческое обличье: «...в Киеве сосредоточилось громадное количество преступных элементов, прикрывающихся всевозможными партиями, на самом деле не состоящих в них. Эти люди пакостили и творили всякую мерзость для личных интересов».

Символично, что тот же взгляд на преступления времен гражданской войны обнародован и в «Послании к Советской власти» епископов, интернированных на Соловках (датировано маем 1926 г.). В этом обращении говорилось, что в условиях гражданской смуты «при таком напряжении политических и своекорыстных страстей, при таком озлоблении одних против других, среди этой всеобщей борьбы» «всюду действовали группы подозрительных лиц, выдававших себя за агентов правительства, а в действительности оказавшихся самозванцами с преступным прошлым и еще более преступным настоящим. Они избивали епископов и священнослужителей, ни в чем не повинных, врывались в дома и больницы, убивали там людей, расхищали там имущество, ограбляли храмы и затем бесследно рассеивались».

При обстоятельствах, схожих с убийством митрополита Владимира, погибли в те бурные годы историк А. Я. Ефименко, художник А. А. Мурашко, композитор Н. Д. Леонтович.

Находясь на историческом перепутье, общество тем не менее должно стремиться к осуждению не отдельных, пусть даже и самых отвратительных человеческих поступков, но тех социальных движений и явлений, которые подготовили питательную почву для их вызревания.

Ответственность за лаврскую трагедию в 1918 г. несут все слои тогдашнего общества: православный епископат, утративший на протяжении синодальной эпохи доверие и уважение простых граждан и жаждущий лишь одного — сохранить закоснелый порядок вещей; взбудораженное приходское духовенство, симпатизирующее насильственному реформированию общественного и церковного строя; развращенный политическими лозунгами люмпенизированный сброд; интеллигенция, поощрявшая простонародье своей бездеятельностью и выжидательной позицией к насильственным действиям.


Евгений КАБАНЕЦ

Данная статья вышла в выпуске №6 (641) 8 – 14 февраля 2013 г.


Источник: 2000.net.ua web.archive.org screen

№6 (641) 8 – 14 февраля 2013 г.




См. также:
- Владимир (Богоявленский) // Википедия

- 07.02.2013 За что убили митрополита Владимира // www.2000.ua. №6 (641) 8 – 14 февраля 2013 г. screen
- За что убили митрополита Владимира // euroinfo.tv. Источник screen
- 13.02.2013 03:40 За что убили митрополита Владимира // anarhia.org


?

Log in

No account? Create an account