Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Странная история гибели киевского митрополита
Машинка
tekstus
02.07.2011 17:49
Оригинал взят у voencomuezd в Странная история гибели киевского митрополита

Хотите почувствовать себя следователем? Тогда попробуйте как-нибудь составить представление о каком-либо преступлении на основани разнородных и противоречащих друг другу данных. Я попробовал и встал в такой тупик, что почувствовал себя Шерлоком Холмсом.
В истории Гражданской войны много тайн..." Так обычно начинаются публикации в сомнительных желтых газетенках. А если серьезно, то в истории часто бывают случаи, когда даже приблизительно ход событий трудно определить. Одним из таких является убийство в январе 1918 г. в Киеве митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).
История это тёмная и непонятная. Согласно сохранившимся свидетельствам, митрополит был человеком аполитичным и не настроенным против советской власти. Тем не менее вскоре после прихода войск Муравьёва в Киев митрополит был убит несколькими неизвестными. Группа вооружённых пришла в Киевско-Печерскую Лавру, взяла с собой митрополита и по пути его убила. Однако личности и мотивы убийц крайне трудно определить.
Версии на этот счёт расходятся. Обычно считается, что это были либо красногвардейцы, либо примазавшиеся к войскам Муравьёва неизвестные бандиты. Официально нынешняя РПЦ, конечно, придерживается первой версии. На этом основании митрополит Владимир записан первым православным мучеником, постарадавшим от красного террора. Однако в реальности дело обстоит не так просто.

Вот как описывается это в статье Е.Шацкого "Репрессии священнослужителей в 1918 г. по документам".
http://www.ateism.ru/article.htm?no=1642

"Сразу скажем, что первый священномученник был убит из-за денег.
Рапорт секретаря Киевской духовной консистории в канцелярию Св. Синода гласит: «25-го Января вечером зверски убит Киевский Митрополит ВЛАДИМИР. Преступники в солдатских шинелях несколько раз являлись к покойному якобы с целями обыска. В последний раз они явились в числе пяти человек в восьмом часу вечера. Взяв из несгораемой кассы принадлежавшие Владыке Митрополиту денежные документы, процентные бумаги и наличные деньги, преступники вывели Владыку в девятом часу вечера за стены Лавры и там злодейски его расстреляли» [2]. Произошло это, то ли до установления в Киеве власти большевиков [3], то ли без их участия [4]. Митрополит пал от рук обычных бандитов".

2. http://www.apocalyptism.ru/1918jan-febr.htm Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – С. 35
3. «26 января 1918 г. войска М. Муравьева заняли Киев» (д. ист. н., проф. В. Шевченко. На страже завоеванной свободы // День. – 2008. - №9. - 19 января http://www.day.kiev.ua/194923/). А. Деникин. Очерки русской смуты: «когда 26-го января к Киеву подошла незначительная советская банда Муравьева, город немедленно перешел в ее руки» http://www.whiteforce.newmail.ru/denoch2.htm. Из письма командира бельгийского броневого автодивизиона (БАД) начальнику бельгийской военной миссии в России: «Украинцы не выполнили своих угроз. В ночь с 7 на 8 февраля они оставили Киев. Большевистские войска вошли в город 8 февраля», по старому стилю, 26 января. (С. С. Попова. Военные злоключения бельгийцев в России // ВИЖ. – 1996. - № 2 http://www.ostfront.ru/Text/Belgi.html).
4. «Когда красные взяли Киев, в лавре расположился военный отряд. Во время богослужения вооруженные люди в шапках, с папиросами в зубах врывались в храмы, устраивали обыски, издевались над монахами. Растерявшиеся монахи, соблазненные интригами архиепископа Алексия, стали жаловаться красногвардейцам на то, что митрополит Владимир не разрешает им устраивать комитеты и советы, а они хотят, чтобы в монастыре было все, как у красных. 25 января красноармейцы учинили обыск в покоях митрополита, а вечером вломились пятеро бандитов. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни митрополита вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль, отвезли на полверсты от лаврских ворот и расстреляли. Прах убитого священномученика обнаружили поутру, владыка лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста» (В. Цыпин. История русской церкви. – М., 1997. – С. 51). «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира» — это собрание свидетельств очевидцев событий, связанных с убийством митрополита Владимира, по свежим следам записанное профессором, протоиереем Федором Титовым. Книга вышла уже при гетмане Скоропадском, высоко чтившем покойного. Она и определила направление поиска. Как бы ни относились большевики к митрополиту, их причастность к убийству как раз и отрицают архивные документы. Ни при УНР, ни при Украинской Державе Скоропадского – никому убийство митрополита списать на большевиков даже в голову не приходило. В воспоминаниях отца Василия Зеньковского – министра вероисповеданий в правительстве гетмана – также ничего о красных. 18 июля 1918 года «Киевская мысль» (№125) сообщает, что «в связи с убийством митрополита Владимира предаются суду члены Украинской церковной рады Маричев, Филиппенко, Липеровский». В Киевском областном архиве удалось обнаружить «Дело о возбуждении следствия об убийстве митрополита Киевского и Галицкого Владимира». Убивали, разумеется, не они. На протяжении нескольких месяцев – пока красные не ликвидировали саму следственную систему, доставшуюся украинским правительствам от царской России – главный следователь по важным делам Киевского окружного суда Н.И.Лучицкий пытается определить круг лиц, причастных к убийству. В ноябре 1918 г. арестован первый подозреваемый: «крестьянин с. Ладино, Прилукского уезда Трофим Харитонов Нетребко привлечен к следствию в качестве обвиняемого в убийстве Митрополита Киевского и Галицкого Владимира по признакам 13 и 3 п. 1453 ст. ул. нак. – основание для привлечения означенного Нетребко в качестве обвиняемого послужил ряд добытых следственным путем косвенных улик, о котором мною было подробно изложено в предыдущем донесении, и которые привели следственную власть к в выводу, что беседовавший с монахами непосредственно перед уводом митрополита на расстрел один из убийц и Трофим Харитонов Нетребко одно и то же лицо... (хотя сам обвиняемый свою причастность к убийству отрицал. – Авт.). В 1916 году Нетребко поступил на военную службу... и был зачислен в крепостную артиллерию в г. Севастополь, где пробыл до 16 декабря 1917 г., когда получил трехнедельный отпуск и приехал на побывку на родину в с. Ладино; здесь его родственник Макарий Нетребко уговорил его не возвращаться в Севастополь, а ехать в Киев и поступить в Сердюкский «гарматный» горный дивизион; в этой воинской части Трофим Нетребко, по его словам, пробыл с 13 по 15 приблизительно января сего года, когда полк был демобилизован; с 16 января он поселился на квартире своей тетки Василисы Троянчук, проживавшей в Киеве, и в виду бомбардировки безотлучно был у Троянчук до 26 января, когда вышел из дому и был арестован большевиками... за предъявленное им красное «посвідчення». Упомянутая в деле «беседа» убийц с монахами подробно описана в «Венке». 25 января, ввалившись в лаврскую трапезную, пятеро солдат («командир которых был одетый в кожаную тужурку и был тогда в матросской фуражке») всячески оскорбляли братию и хвалились, что должны совершить что-то небывалое. Последними их словами были «пойдем к митрополиту на чай». Последующие события описаны в «Венке» так: пятеро вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. Когда владыку привели к месту расстрела, он спросил: «что, вы здесь меня хотите расстрелять?». «А что же, церемониться с тобой?», -- был ответ. Тогда митрополит попросил дать ему возможность помолиться. Кто-то из группы сказал: «Но только поскорее»! Митрополит поднял руки к небу и произнес: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и попросил Господа простить их. Но не успел опустить рук, как прозвучали четыре выстрела. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего произвели несколько выстрелов («Акт освидетельствования тела высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года, произведенный 26 января того же года» обнаруживает раны от разрывных пуль и уколов холодным оружием). Спустя полминуты после звука стрельбы, в Лавру вбежали 12-15 красноармейцев, посланных комендантом Лавры. Помощник коменданта, возглавлявший отряд воскликнул: «Батюшки! Провели митрополита»? Монахи ответили: «провели за ворота». Отряд выбежал за ворота и через 15-20 минут бесполезных поисков митрополита и уведших его, вернулся. «А не было тут матроса, который, говорят, игрался здесь деньгами?» — допрашивал помощник коменданта монаха-трапезника Иринея, накануне кормившего убийц. «Был». «Если бы я его здесь застал, я бы его на месте уложил», — заявил красноармеец.» (доцент Киевского государственного университета И. Назаров. Архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира.

http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/15278)


Однако в документах есть некоторые разночтения. Так, существует следственное дело весны 1918 г. по обвинению захватившего Киев Муравьева "в расправах, расстрелах, самодурстве, предоставлении армии права грабить города, села и пр.". Что любопытно, комендант Лавры В. С. Сергеев в показаниях говорил, что убийц было четверо.

"Убийство Киевского Митрополита Владимира.
Убийство было совершено не с политической точки зрения, а с уголовной, т.е. уголовными преступниками. Когда его убили, то меня наместник Лавры пригласил, где я уже застал убитого митрополита в церкви, где мною был выставлен караул. Наместник Лавры также пригласил ко мне двух иеромонахов, которые видели убийц митрополита. Я с них снял допрос, оказалось следующее по их рассказам. К ним явилось в келию четыре вооруженных человека, и спросили: "Где живет митрополит?" Они ответили: "Зачем вам?" Убийцы на них стали кричать: "Не разговаривай, раз тебя спрашивают - должен отвечать!" Тогда иеромонахи указали, где живет митрополит, и убийцы отправились в означенное место. А иеромонахи направились, в свою очередь, сообщить о происшедшем наместнику Лавры.
Пока иеромонахи дошли до наместника и говорили с ним, то убийцы уже сделали свое дело. Явившись к митрополиту, они направили на него револьверы, ограбили на 400 рублей золотом и золотые часы, после чего вывели его на двор.
Но так как он был очень стар, слаб, то двое его взяли под руки и поволокли за собой, где и расстреляли, сняли с него сапоги. Это я уже снимал допрос у послушника, который прислуживал у митрополита"
.
Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А.Муравйова: Документована історія. – Киев, 2001. - С. 175-176.

Надо сказать, что даже сами церковные иерархи ранее признавали непричастность большевиков к этому убийству.

Архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев) в 1974 году в своём слове «ко дню Русской Скорби» говорил: «… обыкновенно принято считать, что Киевский Митрополит Владимир пал жертвой большевиков. Но расследование показало, что большевики, как таковые, в этом злодеянии, собственно говоря, даже не принимали никакого участия. Убили Митрополита распропагандированные большевиками бандиты, приглашённые для этой гнусной злодейской цели некоторыми монахами Киево-Печерской Лавры, тоже поддавшимися большевицкой пропаганде и злобно клеветавшими на своего Архипастыря, будто он „обирает“ Лавру, которая получает большие доходы от богомольцев».
«Сатанинская природа бунта» // Архіепископъ Аверкій. Т. IV, Jordanville, 1976, стр. 165.

Более того, согласно утверждениям других церковных глав, сам Муравьёв гарантировал митрополиту свою защиту.

«Впоследствии я узнал, при каких обстоятельствах владыку Владимира убили. В злодействе свою роль сыграл и Алексей Дородицын, но кровь его и на монахах Лавры. Дородицын создал для митрополита Владимира тягостное положение, которое дошло до того, что он чувствовал себя в митрополичьих покоях в Лавре, как в осажденной крепости. Когда Киев был взят, командующий большевистскими войсками Муравьев пришел к наместнику Лавры с предупреждением: «Я буду жить в лаврской гостинице, с вами у меня телефон. Если ворвутся к вам банды с обыском, с требованием денег или случится еще что-нибудь — звоните ко мне» — сказал он».
«Путь моей жизни. Воспоминания.» // Митрополит Евлогий (Георгиевский). Революция. Церковный Собор (1917—1918) // Глава 16-я. Париж: YMCA-Press, 1947


Упомянутый Алексей Дородицын был Владимирским архиепископом, активно интриговавшего против Владимира и позже перешедшего на сторону Петлюры. "Самостийник", сторонник отделения от Российской церкви. Был главой комитета по созыву всеукраинского церковного собора. Об этом рассказывает уже упомянутая ссылка.
http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/15278
Дородицын оставил нелицеприятные впечатления у современников.

«По приезде мы посетили Киевского митрополита Владимира. Он проживал в Киево-Печерской Лавре. Там же расположился бывший Владимирский архиепископ Алексей Дородицын. После революции паства из Владимира его прогнала за его дружественные отношения с Рапутиным: он поднес Распутину книгу с надписью "Дорогому, мудрому старцу". Изгнанный из епархии, Дородицын (украинец из Екатеринослава) перекочевал в Киев "ловить рыбу в мутной воде" - и поселился в Лавре. Он обладал прекрасным голосом, был отличным регентом. Внешне он был безобразен: тучность его была столь непомерна, что он не мог дослужить Литургии, не переменив облачения перед "Херувимской", так он изнемогал от жары. Аппетит его всех поражал, а когда его мучила жажда, он мог выпить чуть ли не ведро воды: как-то раз в Киеве во время Миссионерского съезда, приведя к памятнику святого Владимира крестный ход, он выпил всю кандию, приготовленную для освящения…
Устроившись в Лавре, архиепископ Алексей стал мутить монахов-украинцев и возбуждать их против митрополита Владимира в надежде добиться его увольнения и самому сесть на его место. Монах стали притеснять митрополита сначала в мелочах. Случалось, ему нужно куда-нибудь съездить, а монахи не дают лошадей и заявляют: "Владыка Алексий на лошадях уехал". Положение создалось для митрополита Владимира тягостное. Когда мы с митрополитом Платоном приехали к нему, он (м. Владимир - Л.Р.) сказал: "Вы бы его (арх. Алексея - Л.Р.) вразумили…". Мы к нему зашли. Он встретил нас неприязненно: "С митрополитом Платоном я буду говорить, а с Евлогием не стану…". - Я не от себя пришел к вам, а по приказу Владыки Владимира" - сказал я. "Ну, идите…". Он был груб и на увещания ответил запальчиво: "Мне указок не надо!..»
.
http://www.regels.org/1918jan-febr.htm

О том, что Муравьёв не желал смерти митрополиту, говорит и командарм Р.Берзин:

«В это время было положено монахами, что из квартиры исчез Митрополит Владимир. Я спросил Муравйова и Егорова, издавалось ли распоряжение об аресте. Получив отрицательный ответ, я отдал распоряжение отыскать его немедленно и освободить.
Комендант Лавры отправился с членом штаба и несколькими матросами, которые искали его, но не нашли. Когда было получено известие, что Митрополит убит, Муравйов отдал письменное распоряжение расследовать это дело»

Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А.Муравйова: Документована історія. – Киев, 2001. С. 159.

Итак, согласно непредвзятом расследованиям и показаниям свидетелей, митрополита убила кучка бандитов, включающая некоего матроса. Связи с большевиками она не имела и преступление имело уголовный характер. Казалось бы, всё понятно, дело окончено. Уверенный и счастливый Шерлок Холмс кладёт папочку с делом в архивный каталог и берется играть на скрипке.
НО! И это самое главное! Существует огромный по важности документ -- письмо красногвардейца И.А.Кузьменко из отряда Жлобы, который спустя многие годы, списываясь с командиром, упомянул об этом эпизоде. В те годы бывшие бойцы Жлобы чсто списывались со своим командиром и, как правило, просили его помочь в устройстве в новой жизни, засвидетельствовать активное участие бойца в революции для получения удостоверения красного партизана и т.д. нередко в письмах вспоминались сцены из боевой жизни -- они также должны были служить доказательством активной борьбы автора за Советскую власть. Документ был найден исследовательницей О.Морозовой, которая активно работает с архивными письмами красных партизан. Одна из её публикаций по этой теме издана в журнале "Родина", №2 за 2011.
Так вот, письмо жлобинца Кузьменко описывает события в Киеве СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ, чем все остальные свидетельства. Учитывая, что он был не просто свидетелем, а одним из участников убийства, не верить ему сложно.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2115&level1=main&level2=articles
«Митрополит Киевский и Галицкий Владимир, расстрелянный 25 января 1918 г. в Киеве, считается первой жертвой красного террора среди духовных лиц. При подготовке его канонизации как священномученика в 1992 г. была составлена официальная версия событий, предшествующих его гибели.
Митрополит был арестован пятью вооруженными солдатами во главе с матросом и увезен на автомобиле к месту расстрела. Там между ним и конвоем состоялся разговор: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?», спросил он. «А что же, церемониться с тобою?», ответили ему. Митрополит перед смертью лишь успел произнести короткую молитву и благословить своих убийц: «Господь вас благословляет и прощает» [5]. Таково свидетельство безымянного очевидца.
В Центре документации новейшей истории Ростовской области были обнаружены воспоминания красногвардейца И.А. Кузьменко, оказавшегося не просто зрителем, но и участником (одним из троих, а не пятерых) расстрела митрополита Владимира. События 25 января 1918 г. в Киеве описываются им так.
Восстание рабочих было уже подавлено силами Рады, когда к городу подошли отряды Красной гвардии из разных городов Украины. Гайдамаки использовали Киево-Печерскую Лавру как тюрьму для уцелевших участников недавних боев, поэтому взятие монастыря было особенно важным. После трехдневных сражений Лавра была, наконец, взята. Один из простых монахов сообщил красногвардейцам, что у митрополита на чердаке спрятано оружие. В ходе обыска они действительно нашли там несколько японских винтовок. «Мы арестовали митрополита, – пишет Кузьменко, – и хотели вести к вам (т.е. к командиру 1-го Донецкого отряда Красной гвардии Д.П. Жлобе – О.М.), вывели его из монастыря, [а он] уперся как бык и не хотел идти, где и пришлось его расстрелять» [6]. Как видим, в архивном тексте присутствует причина и мотив действий красногвардейцев, приведших к кровавой развязке: арест в связи с обнаружением сокрытого оружия и неподчинение приказу»
.
5. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий // http://www.hram.info/index.php
6. ЦДНИ РО. Ф. 912. Оп. 1. Д. 6. Л. 220 об.

Как видим, причина названа совершенно иная, убийц уже не пятеро и не четверо, а трое и т.д.
Итак, как же согласовать друг с другом две противоречащие картины событий?
Я лично вижу две версии: первая - послушники, натравившие убийц на митрополита, предпочли запутать следствие при показаниях, так как им не нужно было нахождение реальных убийц. Вторая - Кузьменко правильно сообщает обстоятельства убийства, но искажает мотивы. Возможно, что он с товарищами банально ограбил и убил митрополита, а в письме решил исказить реальную картину событий, чтобы не опорочить себя перед командиром.
Во всяком случае, другой вариант убийства я могу представить с трудом.
Господи, как, наверно, тяжело же бедным следователям в расследованиях...

Источник: voencomuezd.livejournal.com



Комментарии

alwin, 22 июл, 2011 17:52 (местное)
http://alwin.livejournal.com/701460.html

voencomuezd, 22 июл, 2011 17:58 (местное)
Огромное спасибо за документ! Я его покажу Евгению Шацкому, который как раз занимается среди прочего церковной историей. Мы с ним сей момент как раз обсуждали. Я думаю, он будет доволен.
Нда, версии всё запутываются и запутываются :)
Если что, я общаюсь с ним тут:
http://shatsky.livejournal.com/13040.html

alwin, 22 июл, 2011 18:04 (местное)
не за что.
Только запись там подзамочная, лучше, наверное, просто будет его целиком процитировать.

voencomuezd, 22 июл, 2011 18:11 (местное)
А вы не могли бы архивные реквизиты сообщить?

alwin, 22 июл, 2011 20:20 (местное)
на неделе, если не возражаете.
я тогда еще ездил в архив без ноутбука, поэтому надо поискать по старым тетрадям.

voencomuezd, 22 июл, 2011 20:21 (местное)
Ничего, подожду. Шацкий тоже на той неделе ответит.

pravdoiskanie, 22 июл, 2011 21:35 (местное)
В РПЦ постоянно совершается немало странных смертей!
Я попов имею ввиду: http://pravdoiskanie.livejournal.com/113628.html А уж паства - дохнет, как осенняя муха 1000 лет уж как в ней!





См. также:

- 26.02.2008 Архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира // www.pravaya.ru

- 22.10.2009 Шацкий Е. Репрессии против духовенства в 1918 году по документам // www.ateism.ru. screen
     Предисловие
     Исследование, посвящённое истории начала антицерковных репрессий в советской России. Выводы исследования:
     1. Ни один из документов 1917-1918 года не предписывал наказаний за религиозные взгляды или профессию священника. Церковные историки полагают, что указание о расстрелах священников появилось 1 мая 1919 года, но приводимый им документ отсутствует в архивах и имеет все признаки фальсификации.
     2. Отсутствуют донесения исполнителей об арестах по признаку религиозной принадлежности и протоколы допросов, содержащие требования отречения от тех или иных религиозных взглядов.
     3. Первоначально гонениями РПЦ называла отделение церкви от государства и нарушение, вследствие этого, имущественных интересов церкви. В январе Собор РПЦ призвал всех православных сопротивляться исполнению декрета.
     4. Вероятно, с этим следует связать частое участие духовенства в антибольшевистских выступлениях с начала 1918 года.
     5. В апреле-августе следуют репрессивные действия против отдельных представителей духовенства по обвинению в антиправительственной деятельности. Инициатива репрессий на этом этапе идёт от местных органов власти.
     6. С сентября 1918 года, вместе с началом Красного террора, начались расстрелы представителей духовенства местными ЧК по обвинению в антибольшевистской агитации, участии в антибольшевистских восстаниях и поддержке белых.
     7. В ноябре 1918 года появились первые приказы руководства ВЧК, направленные непосредственно против духовенства: Приказ председателя ЧК Чехословацкого фронта М. Лациса об «особом внимании к духовенству» и расстреле, несмотря на сан, каждого, кто «словом или делом» выступит против власти, и Постановление Президиума ВЧК о нераспространении амнистии на священников, арестованных за антибольшевистскую агитацию.
     8. Причины конфликта Церкви и правительства в 1918 году имели политико-экономический характер.
     9. В дальнейшем, часть жертв конфликта была признана РПЦ мучениками за веру по формальному признаку принадлежности к духовенству. <...>


- 1918 Январь - февраль - Окончание сессии Поместного Собора. Из воспоминаний митр. Евлогия // www.apocalyptism.ru. screen

- 1918 Январь - февраль - Окончание сессии Поместного Собора. Из воспоминаний митр. Евлогия // www.apocalyptism.ru. screen

- 18.01.2008 19:22 Владимир Шевченко. К 90-летию провозглашения IV Универсала Центральной Рады // day.kyiv.ua. screen

- 15.01.2008 Ольга Морозова. Священники – жертвы Гражданской войны // www.relga.ru. screen

- Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков // Википедия. screen


?

Log in

No account? Create an account