Маркер

tekstus


Tekstus

"Теории приходят и уходят, а примеры остаются"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Шахматы – не искусство для искусства, а один из элементов поднятия культурного уровня
Сааведра-1-лич
tekstus
16.12.2016 14:52
Оригинал взят у ap_love_82 в Шахматы – не искусство для искусства, а один из элементов поднятия культурного уровня


Рост массовости шахмат в стране просто не мог в итоге не перейти в качество,
и вскоре в СССР появилась целая плеяда выдающихся молодых мастеров

При подведении итогов десятилетней работы советской шахматной организации с 1923 по 1934 гг. под руководством Н.В. Крыленко, был зафиксирован рост численности организованных шахматистов без малого в 170 раз. Так, если в 1923 году их количество не превышало 3-х тысяч человек, то через 10 лет оно увеличилось до 500 тысяч.


На III Всесоюзном шахматном съезде, проведенном в Москве 20 августа 1924 года, были приняты важные для развития шахмат решения. Одним из таких решений стало упразднение Всероссийского шахматного союза (ВШС) и создание Всесоюзной шахматно-шашечной секции, переданной в подчинение Высшему совету физической культуры СССР.

В частности, в постановлении съезда отмечалось: «Признавая, что ВШС сыграл в своё время положительную роль в деле объединения шахматистов и развития шахматного дела в стране, съезд считает его работу законченной».

Любопытным в этой связи выглядит видение дальнейшего развития шахмат в стране, озвученное в докладе одного из организаторов съезда С.С. Левмана:

«Шахматы – не искусство для искусства, а один из элементов поднятия культурного уровня. В этом коренное и принципиальное отличие между нашим взглядом на шахматы и политикой Всероссийского шахматного союза, построенного по типу буржуазных союзов. До сих пор шахматы были голым спортом, кулачным боем на шахматной доске… Мы, распространяя шахматы среди рабочих масс, хотим дать рабочим новое орудие борьбы за культуру, поэтому нам важно не развитие отдельных дарований, не разработка тонкостей теории, но поднятие общего уровня игры. Отсюда практический вывод: один рабочий турнир важнее десятка чемпионатов. Но мы вовсе не хотим оттолкнуть от себя шахматных специалистов. Наша задача – заставить их работать на нас».

Решение, в соответствии с которым шахматное искусство, необходимо развивать не только вглубь, но и распространять вширь, нашло незамедлительный отклик среди рядовых советских граждан в виде низового стремления овладеть премудростями игры, прежде доступной относительно узкому кругу.

Это стало серьезным толчком, вызвавшим рост массовости шахмат в стране, который просто не мог в итоге не перейти в качество, и уже в скором времени в СССР появится целая плеяда выдающихся молодых мастеров.

Примечательно, что в 1934 году при подведении итогов десятилетней работы советской шахматной организации под руководством Н.В. Крыленко, был зафиксирован рост численности организованных шахматистов без малого в 170 раз. Так, если в 1923 году их количество не превышало 3-х тысяч человек, то через 10 лет оно увеличилось до 500 тысяч!

В 1924 году сразу по окончании съезда был проведен третий чемпионат страны. В своей книге «О чем молчат фигуры» известный советский и российский гроссмейстер, а также специалист по истории развития шахмат Ю.Л. Авербах так описывает это событие:

«Легкую победу (в чемпионате) одержал приехавший из Германии Боголюбов, сделавший всего 4 ничьи. Предыдущий чемпион Романовский отстал от победителя на 2,5 очка.

Как отмечал «Шахматный листок»: «На горькие мысли наводит нас результат этой встречи европейского профессионализма с лучшими силами нашего любительства, и здесь мы определенно должны признать свое поражение. Не победа Боголюбова — она была вероятна — а легкость ее и стиль настолько убедительны, что ставят под сомнение прогресс русского шахматного искусства».

Да, советским мастерам предстояло еще много учиться, чтобы с успехом противостоять лучшим представителям мировых шахмат».



?

Log in

No account? Create an account